HS205 История предшественников евангельского движения в России
Описание курса:
Курс «История предшественников евангельского движения в России» поможет вам сформировать целостное представление об основных исторических событиях после принятия православной веры до появления первых евангельских движений в России. основные сведения о духовных и исторических предпосылках евангельского пробуждения в России, о выдающихся деятелях христианства и о важнейших проблемах в истории развития христианской церкви в объеме, предполагаемом программой курса.
Цели и задачи курса:
- сформулировать отличительные черты принятия христианства на Руси;
- раскрыть духовные и исторические предпосылки евангельского пробуждения в России;
- рассказать о подвижническом труде выдающихся служителей, благовестников, просветителей;
- раскрыть некоторые исторические недоразумения;
- показать причины и следствия отдельных событий в широком историческом контексте;
- извлечь полезные уроки для духовной жизни.
Содержание курса:
В рамках данного курса рассматриваются следующие темы:
РАЗДЕЛ 1. Особенности появления христианства на Руси
Прежде чем произошло крещение Руси в 988 году в мире происходило много интересного. Лекция «Особенности появления христианства на Руси» поможет вам взглянуть на это событие с точки зрения основных мировых событий, которые сначала разделили Римскую империю на Западную и Восточную, а затем уничтожили восточную ее часть. Без понимания этих фактов нельзя понять ни особенностей развития России, ни ее отличия от Запада.
1.1. Введение. Восток и Запад до крещения Руси
В вводном фрагменте курса «Особенности появления христианства на Руси» Марина Сергеевна Каретникова рассматривает события, которые предшествовали крещению в Киеве. К тому времени, когда князь Владимир решил принять христианство как государственную религию, христианский мир уже был разделен на две части: западную и восточную. Рассказывая о двух древних культурах, которые лежали в основе этого разделения, Марина Сергеевна:
— говорит о последствиях решения императора Константина о переносе столицы в Византию;
— отвечает на вопрос: «Почему пал Рим?»;
— цитирует сказанные Чаадаевым удивительные слова о причинах великих переворотов;
— объясняет, почему церковь открыла объятия варварам-завоевателям;
— рассказывает о великой христианизации народов;
— сравнивает структуру Запада и Востока;
— напоминает причины падения Византии.
1.2. История появления текстов Писания. Кирилл и Мефодий
В этом фрагменте курса Марина Сергеевна Каретникова рассматривает особенности принятия христианства на Руси. Одна из главных особенностей заключается не в том, что весь народ принял христианство вслед за князем Владимиром, а в самоотверженном труде и верности благословенных солунских братьев. Размышляя об истории появления текстов Писания и о вкладе Кирилла и Мефодия в славянский перевод Священного Писания, Марина Сергеевна:
— рассказывает о Моравии и о просьбе князя Ростислава сделать перевод Писания на славянский язык;
— восхищается подвижничеством братьев Кирилла и Мефодия и разъясняет суть их убеждений;
— цитирует слова монаха по имени Храбр, который сопоставил создание греческой и славянской азбук;
— приводит примеры, свидетельствующие о трудностях, с которыми столкнулись солунские братья при переводе Писания;
— делает несколько интересных выводов о появлении христианства на Руси.
1.3. Византия и Русь. Князь Владимир
В заключительном фрагменте раздела «Особенности появления христианства на Руси» Марина Сергеевна Каретникова продолжает говорить о двух потоках прихода христианства на Русь. Кратко останавливаясь на истории взаимоотношений Византии и Руси, преподаватель:
— цитирует Д. Поспеловского, который отвечает на вопрос: «Почему богатейшая культура Византии не посеяла семена в русскую почву достаточно глубоко?»;
— отвечает на вопросы: «Была ли у людей возможность читать Писание на славянском языке?» и «Сколько стоило Евангелие?»;
— цитирует С.В. Санникова, который пишет о том, как было принято христианство;
— выражает свое восхищение первыми веками христианства;
— рассказывает о князе Владимире до и после крещения Руси.
РАЗДЕЛ 2. Первые богословы в Киевской Руси
В этом разделе вы узнаете о великих князьях, которые всеми силами поощряли благоговейное отношение к «книжному учению». Прежде чем познакомиться с их идеями, необходимо разобраться в особенностях греческого богословия и византийского самодержавия. Далее Марина Сергеевна Каретникова рассматривает трагическое для Руси нашествие кочевых народов с точки зрения судьбы христианства. Вам предстоит определить культурные и религиозные последствия монголо-татарского ига и понять причины, которые привели к задержке развития Руси как государства.
2.1. Греческое богословие. Византийское самодержавие
Прежде чем познакомиться с идеями первых русских богословов в Киевской Руси, Марина Сергеевна Каретникова предлагает разобраться в особенностях греческого богословия и византийского самодержавия. В этом фрагменте курса вам предстоит:
— задуматься о вопросе постижимости и непостижимости Бога;
— с помощью таблицы разобраться в характеристиках греческого богословия и византийского самодержавия;
— узнать о трех особенностях русского понимания значения крещения.
2.2. Ярослав Мудрый. Митрополит Илларион
С самого начала христианство на Руси развивалось как в обрядовых, так и в евангельских формах. Великие князья способствовали тому, чтобы сделать Евангелие доступным для народа. В этом фрагменте раздела «Первые русские богословы в Киевской Руси» Марина Сергеевна Каретникова рассказывает о выдающихся делах князя Ярослава Мудрого и первого русского митрополита Илариона, произнесшего проповедь «Слово о Законе и Благодати», оставшуюся на века в памяти людей.
2.3. Владимир Мономах. Кирилл Туровский
В этом фрагменте раздела «Первые русские богословы в Киевской Руси» речь идет об удивительном князе-христианине Владимире Мономахе и о творчестве выдающихся религиозных мыслителей Климента Смолятича и Кирилла Туровского, которые положили начало рационалистической традиции в богословии на Руси. В заключительном фрагменте второй лекции Марина Сергеевна Каретникова:
— рассказывает интересную историю из жизни Владимира Мономаха;
— цитирует советы Владимира Мономаха из его знаменитого «Поучения детям»;
— рассматривает творчество Кирилла Туровского на фоне монашества того времени;
— перечисляет проблемы, которые занимали Кирилла Туровского;
— рассматривает характерные черты мистического и рационалистического направления в русском православном богословии.
2.4. Причины установления ига. Политика русских князей
В этом фрагменте курса под названием «Татаро-монгольское нашествие» Марина Сергеевна Каретникова рассматривает нашествие кочевых народов, трагическое для Руси с точки зрения судьбы христианства. Рассказывая о причинах установления монголо-татарского ига и политике русских князей, Марина Сергеевна:
— вспоминает о лекциях Льва Гумилева, который заметил взаимосвязь между засухой и передвижениями кочевников;
— рассказывает о том, как Чингиз-хан добивался абсолютного повиновения своих подчиненных;
— поддерживает мудрую политику новгородского князя Александра Невского;
— объясняет, как наступил закат Киевской Руси и монголо-татарского ига.
2.5. Культурные и религиозные последствия
В этом разделе курса Марина Сергеевна Каретникова рассматривает культурные и религиозные последствия монголо-татарского ига и объясняет причины, которые привели к задержке развития Руси как государства. Почему правители начали вести себя как ханы? В каких направлениях задержалось развитие Руси? Каково предназначение России? Размышляя над этими вопросами, Марина Сергеевна:
— цитирует Н. Некрасова и В. Соловьева;
— вспоминает о том, что монголо-татарское иго не привело к духовному или государственному расстройству;
— делится мыслями о том, что предназначение России заключается в защите Европы.
РАЗДЕЛ 3. Реформационные движения в XIV-XV веке
В этом разделе Марина Сергеевна Каретникова рассматривает новгородское и московско-новгородское евангельское движение. Это была попытка изменить существующее состояние православной церкви, повернуть ее к евангельскому богословию и к духовным нуждам народа. У реформационных движений нашлись защитники в монашеской среде, что привело к возникновению двух противоборствующих сил.
3.1. Новгородская республика
Новгород не пострадал от монголо-татарского нашествия благодаря политике новгородского князя Александра Невского. В Новгороде грамоту знали не только князья и бояре, но и простые люди. Там существовало некое подобие самоуправления — вече. Новгород вел оживленную торговлю с Европой и Прибалтикой. В разделе курса «Реформационные движения в XIV-XVI веке» Марина Сергеевна Каретникова рассказывает о Господине Великом Новгороде, в котором и возникло первое евангельское движение.
3.2. Критика официальной церкви. Вероучение
В этом разделе курса Марина Сергеевна Каретникова рассматривает взгляды и вероучение стригольников, которые выступали против установившегося на Руси «обрядоверия» и раскрывали значение христианской веры для изменения жизни христианина. Рассказывая об этом движении, Марина Сергеевна:
— разбирает причины возникновения первого евангельского движения;
— объясняет, почему стригольников считали еретиками;
— рассматривает идеи, которые оказали влияние на всю историю евангельского движения.
3.3. Движение жидовствующих. Епископ Геннадий
В этом разделе курса Марина Сергеевна Каретникова рассказывает о движении стригольников, сторонников которого в учебниках по истории называют «жидовствующими». Вам предстоит узнать:
— как появилось название «жидовствующие»;
— почему преподаватель считает вымыслом идею о еврее по имени Схария;
— какие взгляды отстаивал чернец Захарий, настоятель одного из псковских монастырей;
— что пишет Дмитрий Цветаев о лютеранском пастыре и членах тайной церкви в Пскове в своей книге «Протестантство и протестанты в России до эпохи Преобразований»;
— почему архиепископ Геннадий устроил страшные расправы над «жидовствующими».
3.4. Московское государство. Исторический фон
К XIV веку языческая Русь превратилась в «святую Русь» с новым центром — Москвой. Немалую роль в этом сыграло трагическое для Руси монголо-татарское иго. Ко времени правления первого московского царя Ивана III Московское государство почувствовало себя достаточно крепким, чтобы расправиться с вечным соперником — Новгородом. В этом разделе курса Марина Сергеевна Каретникова рассказывает об этой интересной эпохе в истории Руси и Византии.
3.5. Московское государство. Истоки богомильства
Стригольников считали еретиками и обвиняли в ереси богомильства. В этом разделе курса о реформационных движениях в XIV -XV веке Марина Сергеевна Каретникова рассказывает об истоках богомильства и объясняет, в чем заключались взгляды людей, которых обвиняли в ереси. Главные идеи богомильства заключались в торжестве духовности над обрядовостью, недействительности заступничества святых и предпочтительности собственного покаяния.
3.6. Московское благочестие. Сергий Радонежский
Для Московской Руси характерны культ дел, имеющих значение для спасения, всепроникающего обряда, имеющего магическое значение, и внутреннее самоуглубление, открывающее путь к истине. Все эти черты ярко выразились в личности Сергия Радонежского, который искал уединения, но незаметно для себя оказался в центре большого города. В этом разделе курса Марина Сергеевна Каретникова рассказывает о московском благочестии, когда все приобретало религиозное значение, в то время как для подвижников обрядом стало изнурение плоти.
3.7. Московско-новгородская ересь. Чернец Захария.
Для наведения благочестия в Новгород был послан архиепископ Геннадий, которого новгородские вольнодумцы не признали. Так, чернец Захария, обвиняя иерархическое духовенство в безнравственности, вступил в диспут с архиепископом Геннадием. В этом разделе курса Марина Сергеевна Каретникова также рассказывает о дьяке Федоре Курицыне, который осуждал самоправедность «внешнего жительства», и о борьбе между реформаторами и хранителями старины.
3.8. Нил Сорский. Иосиф Волоцкий
У реформаторов нашлись союзники. Это были нестяжатели, монахи Кирилло-Белозерского монастыря во главе с наставником Нилом Сорским. Со стороны «охранителей старины» выступал Иосиф Волоцкий, настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря. В этом разделе курса Марина Сергеевна Каретникова дает характеристику двум монастырям и двум выдающимся личностям, центром борьбы которых станут вопросы об авторитете в вере и об отношении к еретикам.
3.9. Столкновение нестяжателей и иосифлян
Споры между нестяжателями и иосифлянами привели к формированию двух основных проблем, которые должен был разрешить собор 1504 года. Этим собором закончились все религиозные идейные движения XV века и открывался новый, XVI век. Собор оказался судьбоносным в истории России. В этом разделе курса «Реформационные движения в XIV-XV веке» Марина Сергеевна Каретникова рассказывает о русской инквизиции и о победе партии Иосифа Волоцкого на соборе.
РАЗДЕЛ 4. Эпоха предвозрождения и реформационные идеи на Руси в XVI веке
Споры о Библии и «еретиках» прекратились, но споры между двумя монастырями о природе монашества продолжались. В этом разделе курса Марина Сергеевна Каретникова рассматривает период в истории, который назывался эпохой предвозрождения на Руси. Это один из самых интересных периодов в истории России: расцвет публицистики, начало книгопечатания и широких реформационных движений. Эта эпоха иллюстрируется на примере жизни и деятельности двух выдающихся публицистов: Вассиана Патрикеева и Максима Грека. Идеями Реформации в России был охвачен широкий круг людей: дворяне, крестьяне, образованные слои населения и те, кто способствовал отечественному книгопечатанию. Подвижнический труд Ивана Федорова — самый серьезный и значительный в деле духовного просвещения русского народа. Но бурная эпоха выдвинула еще многих «протестантов», не согласных ни с учением церкви, ни с ее зависимым положением в государстве. Вам предстоит узнать о жизни и взглядах русских мыслителей и просветителей, которые внесли неоценимый вклад в дело русского духовного просвещения в 16 веке.
4.1. Вассиан Патрикеев. Максим Грек.Борьба против стяжателей
Знатный боярин, сосланный во время борьбы с реформаторами в монастырь, Вассиан Патрикеев считал, что церковь должна вернуться к своей первоначальной духовной красоте. Он создает новую «Кормчую» — книгу правил по церковно-монастырскому руководству в русле идей нестяжательства. Его взгляды разделяет приглашенный из Афонского монастыря переводчик и публицист Максим Грек. В этом разделе курса Марина Сергеевна Каретникова рассказывает об обличительной деятельности двух единомышленников-нестяжателей.
4.2. Вассиан Патрикеев. Максим Грек. Обвинения и суд
Вассиан Патрикеев и Максим Грек осудили развод Василия III и второй его брак с Еленой Глинской. В этом фрагменте лекции Марина Сергеевна Каретникова рассматривает обвинения, которые предъявлялись Вассиану Патрикееву и Максиму Греку. Вассиан «был уморен презрелыми осифлянами», а Максима Грека не решились убить. Через двадцать лет после второго суда он сделал новый перевод Псалтири с приближением языка к современному. Марина Сергеевна перечисляет темы, раскрытые в трудах Максима Грека, который пытался использовать свои знания на пользу христианства в России.
4.3. Стоглавый собор
В России не было Реформации, но были реформационные идеи. В 1551 году царь Иван Грозный созывает стоглавый собор. В этом соборе как в зеркале отражается состояние древней русской церкви и христианского благочестия. В этом разделе курса Марина Сергеевна Каретникова рассматривает проблемы, которые поднимались на соборе, и зачитывает некоторые вопросы, поставленные Иваном Грозным. Этот собор был одной из попыток навести в церкви порядок.
4.4. Реформационные настроения. Иван Федоров
В России знали о Реформации благодаря купцам и Ливонской войне между протестантами и католиками. Идеями Реформации были охвачены все те, кто способствовал отечественному книгопечатанию. В этом разделе курса Марина Сергеевна Каретникова рассказывает о жизни и деятельности нашего первопечатника Ивана Федорова во время царствования Ивана Грозного. Вы также узнаете о взглядах двух реформаторов XVI века: Матвее Башкине и Феодосии Косом.
4.5: Дворяне. Вольнодумцы
Иван Грозный совершил невероятное — то, чего не сделал ни один монарх. Он уничтожил класс бояр и насадил класс дворян, тем самым создав класс послушных ему людей. В этом разделе курса о реформационных идеях в эпоху правления Ивана Грозного Марина Сергеевна Каретникова объясняет, как появились дворяне, и вспоминает взгляды и убеждения вольнодумцев.
РАЗДЕЛ 5. Великий раскол XVII века
Раскол — это тот трагический момент в русской истории, после которого начался горестный путь к атеизму, а все живые религиозные силу ушли в подполье. «Причина раскола — обилие движения несогласных, желающих видеть церковь живущей по Евангелию», — говорит Марина Сергеевна Каретникова. А что пишут по этому поводу другие историки?
5.1. Причины и повод
Раскол имел длинную предысторию и стал чрезвычайно важным событием для будущего возникновения протестантства и баптизма в России. «Причина раскола — обилие движения несогласных, желающих видеть церковь живущей по Евангелию», — говорит Марина Сергеевна Каретникова. А что пишут по этому поводу другие историки? В этом фрагменте лекции будут процитированы взгляды историков Ключевского, Санникова и Костомарова. Вы узнаете о том, действительно ли народ пошел на гибель за «аз», то есть восстал против совершенно незначительных изменений вроде пропуска «аз» в Символе веры. Марина Сергеевна также говорит о воссоединении России с Украиной, которое произошло при царе Алексее Михайловиче.
5.2. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум
Реформа патриарха Никона встретила отпор со стороны подавляющей массы людей. Сопротивление возглавил бывший друг Никона протопоп Аввакум. Рассказывая о великом расколе, Марина Сергеевна Каретникова подробно останавливается на «нововведениях», предложенных Никоном, и о деятельности Аввакума, который обличал никониан за казни верующих и за насильственность государственной власти.
5.3. Аввакум и боярыня Морозова
Продолжая тему о жизни и подвиге протопопа Аввакума, Марина Сергеевна Каретникова подчеркивает его любовь к своим духовным детям. Вам будет интересно узнать о судьбе боярыни Морозовой и ее сестры, княжны Урусовой. В этом фрагменте лекции Марина Сергеевна:
— читает строки из посланий Аввакума боярыне Морозовой;
— цитирует Соловьева и Костомарова;
— объясняет понятие «фатальность зла»;
— формулирует закон духовной жизни;
— вспоминает сцену из «Бориса Годунова»;
— приводит пример о том, как штундисты не хотели целовать икону.
5.4. Гонения на раскольников
Государство отреагировало на сопротивление раскольников репрессиями — арестами и казнями. В этом разделе курса Марина Сергеевна Каретникова рассказывает о том, как ловили старообрядцев и раскольников и как их мучили с великой изобретательностью. Многие из них предпочитали сжигать себя сами. Можно ли считать их самосожжение самоубийством? Что писал Аввакум о насильственной смерти за веру в своем «Послании»? Какие убеждения уходят корнями в раскол? Какие факторы, кроме воссоединения России с Украиной, привели к расколу? — Ответы на эти вопросы прозвучат в заключительном фрагменте лекции о великом расколе.
РАЗДЕЛ 6. Духовные искания после раскола
Старообрядческий раскол в Православной церкви выявил напряженное богоискательство русского народа. Раскол поставил перед каждым православным вопросы: «во что верить?» и «чего держаться?». Тем самым было положено начало пути от массовой религии к личной вере и была подготовлена почва для развития рационалистической и мистической мысли в России. Марина Сергеевна рассказывает о хлыстовстве, духоборчестве и молоканстве и выдающихся просветителях того времени.
6.1. Мистические направления
В этом фрагменте лекции, посвященном духовным исканиям после раскола, Мария Сергеевна Каретникова рассказывает о мистическом направлении в сектантском движении. Некоторые из тех, кто вышел из церкви и решил жить без священников, называли себя «Божьими людьми», но в народе их называли «христоверами». Среди Божиих людей нашлись те, кто хотел не только мистически познавать Бога, но и служить Ему «чистой совестью». Это были «духовные христиане». Здесь вы узнаете об источниках мистического течения.
6.2. Рационалистическое направление. Духоборство
Духовное христианство явилось переходом от «христовщины» к духоброчеству с его жаждой чистой и святой жизни. В этом разделе курса о рационалистическом движении Марина Сергеевна Каретникова рассматривает взгляды и убеждения духоборов, рассказывает о переселении духоборов и об их образе жизни. В этой лекции вы также узнаете и о причине переезда духоборов в Канаду.
6.3. Григорий Сковорода
В заключительном фрагменте лекции «Духовные искания после раскола» Марина Сергеевна Каретникова рассказывает о великом украинском философе-гуманисте и просветителе, о светлом человеке Григории Сковороде. Вы познакомитесь с богословскими взглядами Григория Сковороды, поймете, чем он отличался от духоборов и почему пользовался большой популярностью среди крестьян. Особенно интересен его взгляд на плотского человека и его «второе рождение».
6.4. Особенности жизни и учения молокан
Молоканство — это вершина русского библейского богословия до евангельского пробуждения. В этом разделе курса Марина Сергеевна Каретникова рассказывает о группе христиан, которая вдохновлялась мыслью о том, что созидает Царство Божие на Земле. Вы узнаете историю происхождения молокан, которые были благодатнейшей почвой для проповеди учения баптистов. Именно с них и начнется евангельское пробуждение в России.
6.5. Водные молокане
Во второй половине XVIII века появляются молокане. В этом разделе курса Марина Сергеевна Каретникова обращает внимание на отличительные особенности жизни и учения молокан и зачитывает фрагмент из книги «История евангельских христиан-баптистов в СССР» о руководителях этого движения. Здесь же вы узнаете причину возникновения молоканства и послушаете отрывок из книги «Не бойся, только веруй» о крепостном по имени Мартын.
РАЗДЕЛ 7. Исторические предпосылки евангельского движения в России
В этом разделе курса Марина Сергеевна Каретникова рассматривает исторические предпосылки и события в истории России, которые имели большое значение для духовного пробуждения и зарождения евангельских христиан-баптистов.
7.1. Заселение юга России потомками Реформации
В этом фрагменте лекции об исторических предпосылках евангельского движения Марина Сергеевна Каретникова рассказывает о том, как значительное количество немцев-меннонитов заселило юг России во времена правления Екатерины II. Эти меннонитские колонии впоследствии станут колыбелью русского евангельского-баптистского движения. Что же представляли собой меннониты в духовно-нравственном отношении? Каким образом пришло пробуждение? Какую роль сыграл в пробуждении меннонитов Эдуард Вюст? Как появились штундисты? Вот небольшой круг вопросов, который рассматривается в этом фрагменте лекции.
7.2. Война 1812 года. Перевод Нового Завета
Распространение печатного Божьего Слова в России — это вторая историческая предпосылка евангельского пробуждения в России. Здесь Марина Сергеевна Каретникова рассказывает о том, как война 1820 года открыла путь Божьему Слову и как было основано Библейское общество в России. Особое внимание уделяется личности царя Александра и первым проповедникам Евангелия.
7.3. Реформы Александра II
Среди исторических предпосылок евангельского движения в России в XIX веке следует отметить реформы Александра II, особенно отмену крепостного права. Марина Сергеевна Каретникова отмечает, что все его реформы были прогрессивными, но из-за убийства царя многие проблемы остались нерешенными. Как отразились эти реформы на крестьянах, в материальной и в духовной сфере? После повторного перевода и массового издания синодального Нового Завета появилось общество распространения Священного Писания. Марина Сергеевна рассказывает о книгоношах и о проповедниках Евангелия.
7.4. Пробуждение среди немецких колонистов
Первоначальное духовное пробуждение среди немецких колонистов имеет определенное отношение к духовному пробуждению русского народа, к возникновению штундизма, подготовившего почву для зарождения баптизма среди русских и украинцев на юге Украины. В заключительном фрагменте лекции об исторических предпосылках евангельского движения в России Марина Сергеевна Каретникова рассказывает о покаянии Ивана Рябошапки и о жалком религиозном состоянии русского народа.