HS511 История христианства в лицах: Античность
Описание курса:
Курс магистерской программы ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В ЛИЦАХ: АНТИЧНОСТЬ познакомит студентов с основными героями истории христианства с момента появления этого движения до конца Античного периода (до начала VII века). Акцент будет сделан на осмыслении исторических событий, в которых проявилось развитие ортодоксального учения; истории взаимоотношений церкви, государства и общества; формировании церковной жизни, миссионерского служения и христианской культуры. Главной особенностью курса является биографический подход, придающий живость и эмоциональную окраску историческому повествованию.
Данный курс предназначен для ознакомления студентов с основными персонажами, через которых формировалась история христианства в период I — VI века. Через биографии выдающихся христианских деятелей студенты узнают реальную историю первоапостольских общин (I в.), доникейского периода христианства (I – III вв.), а также патристического периода, во время которого проходило становление христианских доктрин и исторических форм богослужения (IV – VI вв.). Курс призван познакомить студентов с развитием богословия этого периода, миссии и культуры. Также курс поможет студентам выработать навыки исторического исследования.
Цели и задачи курса
Изучив этот курс, студенты смогут:
Когнитивные (познавательные) цели
- Сформировать у студентов понятие о Церкви как созданным Богом сообществом христиан, объединенных общей верой в Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя.
- Познакомить студентов с основными героями и событиями истории христианства Античного периода I – VI веков, начиная с жизни и служения Иисуса Христа и апостолов, и заканчивая периодом правления императора Юстиниана I (483 – 565) и папы Григория I (ок 540-604).
Эмотивные цели (подход)
- Уметь работать с историческим материалом, анализировать информацию (нарративную, статистическую) по истории христианства, определять ее объективность.
- Сформировать навык анализа понятий и концепций, встречающихся в историческом богословии периода первых Вселенских Соборов IV — V веков.
Психомоторные цели (навыки)
- Понять цель, задачи и особенности истории как дисциплины, имеющей практическое и наставительное значение.
- Сформировать у студентов навыки самостоятельной работы с источниками и литературой по истории христианства.
- Развить навыки написания историко-исследовательских работ.
- Уметь сформулировать и обосновать собственное мнение в области исторического богословия.
Содержание курса
РАЗДЕЛ 1. Основание христианства
В первом разделе доктор Санников С. В.:
- расскажет о границах и особенностях Античного периода истории христианства;
- покажет, чем исторический Иисус отличается от Иисуса веры и евангельского повествования;
- объяснить, каким образом возникла новая система летоисчисления от воплощения Иисуса Христа;
- перечислит ключевые отличия христианства от других религий.
После изучения материалов этого раздела вы сможете:
- посмотреть на Иисуса Христа с исторической точки зрения;
- выработать свое отношение к попыткам современных ученых с помощью обычных методов исторической науки воссоздать образ Иисуса Христа;
- объяснить, почему то, что произошло с учениками Иисуса Христа после Его воскресения, не укладывается в обычные психологические схемы
1.1. Введение
1.2. Исторический Иисус. Основание христианства
Большинство ученых сегодня считают, что Иисус Христос был просто выдающейся личностью и великим учителем нравственности. Они заняты поисками так называемого «исторического Иисуса». А кого они, собственно говоря, ищут? В лекции «Исторический Иисус. Основание христианства» С.В. Санников раскрывает три значения выражения «исторический Иисус» и рассказывает нам о жизни Иисуса Христа.
РАЗДЕЛ 2. Светочи христианства
В этом разделе курса доктор Санников:
- перечислит характерные черты Иерусалимской общины;
- расскажет о жизни и мученической смерти Иакова Праведного;
- покажет особенности исторического пути человека трех цивилизаций – апостола Павла;
- назовет поводы и причины гонений на христиан I-III веков.
После изучения материалов этого раздела вы сможете:
- объяснить, почему Иаков, брат Иисуса Христа, был прозван Праведным;
- рассказать, каким образом осуществлялось миссионерское служение в ранней церкви;
- назвать одну из самых ярких характерных особенностей христианства первых веков;
- показать, в чем официально обвиняли христиан в Римской империи, и как им удавалось преодолеть тяжелейшие гонения.
2.1. Иаков Праведный. Иерусалимское христианство
Первые шаги христианство делает в виде иерусалимской общины под руководством Иакова, который начал свое служение примерно с 34 года н.э. Кто такой Иаков и что собой представляет иерусалимская община 30-50 годов? В лекции «Иаков Праведный. Иерусалимское христианство» С.В. Санников отвечает на этот вопрос.
2.2. Шауль из Тарса. История миссии
Особое место в распространении христианства принадлежит Савлу, ставшему Апостолом Павлом. Его главная заслуга заключается в том, что христианство отделилось от иудаизма и было «пересажено» в мир греко-римской культуры. В лекции «Шауль из Тарса. История миссии» С.В. Санников рассказывает о жизни и миссионерской деятельност
2.3. Перпетуя и друзья. Смерть на арене
Гонения – это одна из самых ярких черт доконстантиновского христианства. Первые три века христиане находились на нелегальном положении и под постоянной угрозой наказаний, ссылок или физических мучений и смерти. В лекции «Перпетуя и друзья. Смерть на арене» преподаватель раскрывает отличительные особенности трех периодов гонений, обращает внимание на разницу между причинами гонений и поводами для гонений, рассказывает о мученической смерти Перпетуи и ее друзей и отвечает на вопрос: «Как христиане смогли выжить?»
РАЗДЕЛ 3. Церковное домостроительство
В этом разделе курса доктор Санников:
- расскажет о том, как многообразие церковного опыта ранней церкви стало закрепляться в определенные формы;
- перечислит этапы формирования трехступенчатой церковной иерархии: дьякон, пресвитер, епископ;
- покажет, какую роль внесли Игнатий Антиохийский и Ириней Лионский в формирование внутри церковной жизни античного христианства;
- назовет причины серьезного отношения ранней церкви к водному крещению.
После изучения материалов этого раздела вы сможете:
- рассказать, каким образом в раннем христианстве происходил переход от коллегиального управления к монархическому епископату;
- дать свою оценку идее апостольской преемственности, которую отстаивал Ириней Лионский;
- объяснить с исторической точки зрения, почему христиане особенно отмечают воскресение, а не субботу;
- показать, по какой причине христианство стало единственной религиозной системой, которая связывала нравственность с богопоклонением.
3.1. Игнатий Антиохийский. Церковное домостроительство
Игнатий Антиохийский, первый влиятельный христианский писатель, воспитанный на греческом мировоззрении, стал богословским прародителем епископальной формы церковного управления. В лекции «Игнатий Антиохийский. Церковное домостроительство» С.В. Санников цитирует фрагменты из трудов Игнатия Богоносца и рассказывает о его мученической смерти.
3.2. Ириней Лионский. Преемственность служения
Как правильно строить церковную жизнь? Какой инструмент использовать, чтобы отделить Истину от заблуждения? В лекции «Ириней Лионский. Преемственность служения» преподаватель отвечает на эти вопросы, читает фрагмент из сочинения «Против ересей» Иринея Лионского и рассказывает об основных свещеннодействиях в ранней церкви.
3.3. Этерия Аквитанская. Крещение
Как выстраивалась внутрицерковная жизнь античного христианства? В лекции «Этерия Аквитанская. Крещение» С.В. Санников рассказывает о праздниках и рассматривает вопрос о церковной дисциплине.
РАЗДЕЛ 4. Формирование христианской письменности
В этом разделе курса доктор Санников:
- назовет причины, по которым христиане не сразу стали развивать свою письменность;
- расскажет об особенностях авторства (авторских прав) в I – II века;
- перечислит этапы, по которым шла и развивалась христианская письменность в античный период;
- покажет, какую роль сыграли апокрифические евангелия, послания и апокалипсисы в жизни ранней церкви.
После изучения материалов этого раздела вы сможете:
- рассказать, каким образом возникает и развивается христианская письменность в ранней церкви;
- перечислить цели написания христианских апокрифических произведений;
- объяснить, что такое логии или аграфы;
- дать свою оценку идее неканоническим, гностическим и частичным евангелиям, написанным в античный период истории церкви.
4.1. Евангелист Лука. Книги и книжники
Как развивалась христианская письменность эпохи евангелиста Луки? Почему христианская письменность появилась только в 50-е годы? В лекции «Евангелист Лука. Книги и книжники» С.В. Санников отвечает на эти вопросы, а также рассказывает о Луке, спутнике и помощнике Апостола Павла во время второго миссионерского путешествия. Интересно будет узнать и о развитии апокрифического литературного творчества, а также познакомиться с фрагментами из некоторых книг.
РАЗДЕЛ 5. Формирование христианского учения и культуры
В этом разделе курса доктор Санников:
- назовет причины и последствия возникновения христианской апологетики;
- расскажет о жизненном пути таких христианских апологетов как Иустин Философ, Тертуллиан, Климент Александрийский и Ориген;
- перечислит причины систематизации и развития богословского знания в Церкви III века;
- покажет, что, по сути, начало христианской культуры построено на отрицании.
После изучения материалов этого раздела вы сможете:
- объяснить, почему решение защищаться было переломным решением в истории Церкви II века;
- верно истолковать известное выражение Тертуллиана «Верую, ибо абсурдно»;
- рассказать, почему христиане ранней церкви активно выступали против языческих зрелищ;
- дать свою оценку оригинальному способу толкования, выработанному Оригеном.
5.1. Иустин и Тертуллиан. Разум в защиту веры
Проявление вражды к христианству со стороны язычества, а также разногласия в самом христианстве породили в начале II века новый литературный жанр. Чтобы защитить доброе имя своей религии, христиане обращались к императорам и государственным чиновникам в сочинениях, получивших названия апологий. В лекции «Иустин и Тертуллиан. Разум в защиту веры» преподаватель знакомит нас с апологиями Иустина Философа, рассказывает о литературном творчестве Тертуллиана и кратко описывает ересь монтанизма.
5.2. Климент Александрийский и Ориген. Формирование учения
Основной чертой христианского богословия III века стали систематизация и развитие специального богословского знания. Кроме того, мощным стимулом развития богословия стала полемика, столкновение взглядов различных христианских групп. В лекции «Климент Александрийский и Ориген. Формирование учения» С.В. Санников рассказывает об учителях ранней церкви и о развитии основ этики и христианской нравственности.
5.3. Татиан Ассириец (112 – 175). Истребляйте памятники нечестия
Вся языческая культура была подчинена идолопоклонству, и христиане имели бескопромиссную установку на отрицание такой культуры. Особенно ярко это проявилось в творчестве апологетов и христианских богословов. Какие два аспекта подчеркиваются в критике языческого искусства? Как развивалась христианская культура первых трех веков? На каких принципах формировалась новая культура? В лекции «Татиан Ассириец. Истребляйте памятники нечестия» преподаватель отвечает на эти вопросы и рассказывает об ученике Иустина Философа.
РАЗДЕЛ 6. Через императора к народу
В этом разделе курса доктор Санников:
- расскажет о том, как христианство из гонимого меньшинства стало господствующим большинством в Римской Империи;
- перечислит причины обращения в христианства императора Константина;
- познакомит студентов с термином пассионарность;
- покажет, каким образом происходила христианизация государств и народов в IV-VI веках.
После изучения материалов этого раздела вы сможете:
- показать решение императора Константина, которое заложило основание для будущего раскола Римской империи на Западную и Восточную часть;
- назвать последнего императора Западной части Римской империи, которого низложил один из предводителей варваров Одоакр;
- объяснить причины падения Римской империи в 23 августа 467 году;
- перечислить плюсы и минусы христианизации народов в IV-VI веках.
6.1. Император Константин Святой грешник
Император Константин оказал огромное влияние на историю церкви и историю всей цивилизации, введя качественно новые отношения. В чем заключался гений Константина? Каковы были причины его обращения в христианство? В лекции «Император Константин. Святой грешник» С.В. Санников рассказывает много интересных историй, связанных с жизнью и деятельностью Константина, а также описывает историческую обстановку после падения Рима.
6.2. Ремигий Реймсский. Христианизация империи
После Константина изменение в статусе христиан, благодаря внутренней миссии церкви, создало совершенно новые условия для бурного роста. Как оценить этот впечатляющий успех? Каким образом происходило приобщение к церкви в IV веке? В лекции «Ремигий Реймсский. Христианизация империи» преподаватель рассказывает об активном распространении христианства, рассматривает плюсы и минусы христианизации, обращает внимание на изменения в направленности миссионерской проповеди и приводит Ремигия Реймсского в качестве примера новой парадигмы.
РАЗДЕЛ 7. Церковь и государство
В этом разделе курса доктор Санников:
- расскажет о том, как и по каким причинам в IV веке меняется понимание сути Церкви;
- объяснит, почему победу над язычеством христианство восприняло как свой триумф;
- познакомит студентов с терминами «папацезаризм» и «цезарепапизм»;
- покажет, каким образом в христианство начинает проникать язычество в форме ритуализма и реликвий.
После изучения материалов этого раздела вы сможете:
- объяснить, почему одолев язычество, христианство оказалось «побежденным победителем»;
- пояснить, что такое «Византийская симфония»;
- выработать свою точку зрения на практику монашества как ухода из мира;
- показать, какой вклад внесло монашество в развитие и распространение христианства.
7.1. Амвросий Медиоланский и Иоанн Златоуст. Церковь и государство
В лекции «Амвросий Медиоланский и Иоанн Златоуст. Церковь и государство» С.В. Санников рассказывает нам о том, как христианство преображало общество, боролось с языческим мышлением и выстраивало отношения с государством на Западе и на Востоке.
7.2. Императрица Елена. Побежденный победитель
Языческое мышление отравило христианский образ жизни и поведение. Внешней форме начали отдавать все большее предпочтение, и внешнее стало преобладать над внутренним. Как же формировалась церковная традиция, связавшая античную культуру с христианством? В лекции «Императрица Елена. Побежденный победитель» преподаватель С.В. Санников отвечает на этот вопрос и рассказывает о последствиях паломничества императрицы Елены в Иерусалим.
7.3. Антоний Великий. Бегство или борьба
В начале IV века возникает монашеское движение, которое приобретает разные формы. Некоторые увидели в монашестве геройский подвиг, другие – постыдное дезертирство. В лекции «Антоний Великий. Бегство или борьба» преподаватель рассказывает об основателе христианского монашества Антонии Египетском, а также раскрывает особенности восточного монашества.
РАЗДЕЛ 8. Вселенские Соборы
В этом разделе курса доктор Санников:
- расскажет о том, как начинались богословские споры, которые не закончились до сего дня;
- охарактеризует период четырех Вселенских Соборов IV-V веков;
- подробно познакомит студентов с тем, как проходил I Вселенский Собор (325 г.) и какие решения были на нем приняты;
- объяснит, в каких аспектах Восточное богословие продвинется дальше Западного в вопросе понимания природы Бога.
После изучения материалов этого раздела вы сможете:
- объяснить, почему именно в IV веке начинается эпоха «Вселенских споров»;
- дать определение греческим терминам «омоусиос» и «перехоресис»;
- показать, каким образом Афанасий связал единосущность Отца и Сына со спасением человека;
- пояснить, почему Халкидонский собор (451 года) называют «вершиной христологии».
8.1. Арий и Афанасий. Вселенские соборы
Как развивалась богословская мысль патристического периода? Что стало поводом для богословствования и споров? Какой конфликт возник между Арием и его епископом Александром? С какой целью созывались Вселенские соборы? В лекции «Арий и Афанасий. Вселенские споры» преподаватель отвечает на эти вопросы, а также рассказывает об основных проводниках ортодоксии.
РАЗДЕЛ 9: «Твоё. От Тебя. Тебе»
В этом разделе курса доктор Санников:
- расскажет о том, какие факторы повлияли на процесс формирования канона Священного Писания;
- перечислит критерии, по которым принимался новозаветный канон ранними христианскими общинами;
- объяснит, почему IV-V века в христианской истории называют золотым веком богословской мысли;
- представит императора Юстиниана I (483 – 565) как величайшего строителя и культуролога.
После изучения материалов этого раздела вы сможете:
- назвать, наибольшее достижение эпохи Античного христианства;
- рассказать, как переворот в древнем книгоиздательстве повлиял на ранее христианство;
- объяснить, почему термины «Отцы Церкви» и «ересиархи» надо применять как исторические, а не как оценочные;
- показать особенности и отличия Александрийской, Антиохийской и Карфагенской богословской школы.
9.1. Евсевий Кесарийский. Библейский канон
Что такое «библейский канон»? На какие три категории разделил всю литературу Евсевий? Какие факторы подтолкнули к канонизации и помогли четко определить канон Нового Завета? В лекции «Евсевий Кесарийский. Библейский канон» С.В. Санников отвечает на эти вопросы и рассказывает о вкладе Евсевия в канонизацию.
9.2. Августин из Гиппона. Золотой век богословской мысли
Святой Августин считается самым знаменитым отцом Западной церкви. Он ввел в богословие и практику церковной жизни новую средневековую парадигму мышления. В лекции «Августин из Гиппона. Золотой век богословской мысли» преподаватель рассказывает о богословских школах и литературной полемике Августина против пелагианства.
9.3. Юстиниан Великий. Святая София
Воцарившееся христианство получило все наследие Римской империи. Часть была уничтожена, часть переосмыслена в христианском понимании, а часть воспринята почти без изменений. В лекции «Юстиниан Великий. Святая София» С.В. Санников рассказывает о развитии христианской культуры и о строительстве храма Святой Софии во время правления Юстиниана Великого.