ST5101.4 Систематическое богословие. Христология
Описание курса «Систематическое богословие. Раздел 4. Христология»
Четвертый раздел учебного курса “Систематическое богословие. Христология” рассматривает вопросы о предсуществовании Христа и ипостасном единстве божественной и человеческой природы Христа. Особое внимание уделяется разбору ошибочных представлений о Христе и разбору библейских свидетельств для формирования правильной богословской доктрины.
Цели и задачи курса:
- исследовать четыре группы свидетельств в защиту божественности Христа;
- рассмотреть халкидонскую формулировку ипостасного единства Христа;
- показать ошибочность теорий, связанных с двумя природами Христа;
- обратить внимание на непогрешимость Христа и реальность Его искушений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1. Божественность Христа
Учение о том, что Христос существовал до Cвоего рождения в Вифлееме и от вечности разделял славу Отца, — одно из важных, помогающих нам понять суть Его личности и служения. Титулы и имена Христа — это первый шаг в систематизации нашего представления о Христе. В первом разделе этого курса преподаватель Джон Файнберг говорит о божественности Христа, а также:
— анализирует библейские тексты, свидетельствующие о предсуществовании Христа;
— рассматривает четыре группы свидетельств, подтверждающих божественность Христа;
— указывает на ошибочность идеи о вечном происхождении Сына;
— напоминает библейские тексты, в которых упоминаются божественные дела Христа.
1.1. Предсуществование Христа
В разделе курса курса «Доктрина о Христе» разбирается вопрос о предсуществовании Христа. В этой лекции преподаватель Джон Файнберг:
— обращает внимание на значение слов «Мессия» и «Христос»;
— объясняет, что означает термин «предсуществование Христа»;
— рассматривает несколько библейских текстов из Нового и Ветхого Заветов, свидетельствующих о предсуществовании Христа;
— отвечает на вопросы студентов.
Учение о том, что Христос существовал до Cвоего рождения в Вифлееме и от вечности разделял славу Отца, — одно из важных, помогающих нам понять суть Его личности и служения.
1.2. Божественные имена Христа. Теос
В этом разделе курса о божественных именах Иисуса Христа преподаватель Джон Файнберг разбирает термин «теос» (по-гречески «Бог»).
Во время просмотра этого фрагмента вы узнаете:
— почему некоторые культы утверждают, что Христос не является Богом во всей полноте;
— какое правило грамматики греческого языка поможет правильно истолковать Ин.1:1;
— как знание грамматики греческого языка поможет прийти к выводу, что в Послании к Титу 2:13 Павел говорит об одном Боге;
— где нужно ставить точку в 5-ом стихе 9-ой главы Послания к Римлянам;
— что подразумевается в Ин.1:18, когда Христос называется «Единородным Сыном».
1.3. Божественные имена Христа. Сын Божий
В этом разделе курса о божественных именах Иисуса Христа преподаватель Джон Файнберг переходит к рассмотрению значения термина «Сын Божий». Сам Иисус называл Бога своим Отцом, приравнивая Себя к Богу. При изучении данной темы вам предстоит:
— изучить библейские тексты, в которых Израиль называется Сыном Божиим;
— увидеть в термине «единородный» смысловой оттенок «уникальности»;
— понять, почему некоторые богословы пришли к мысли о вечном происхождении Христа;
— разобраться в аргументах преподавателя, который показывает ошибочность представления о том, что Бог Отец делится Своей божественной природой со Христом.
1.4. Божественные имена Христа. Вопросы и ответы
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг отвечает на вопросы студентов и кратко останавливается на других именах и титулах, которые приписывались Христу и указывали на Его божественность. В заключительном фрагменте лекции о божественных именах Христа вы рассмотрите такие термины, как «Господь», «Господь Славы», «Святой» и «Первый и Последний». Те имена, которые в Ветхом Завете применялись исключительно по отношению к Богу, в Новом Завете применяются к Иисусу. Таким образом, авторы Нового Завета дают понять, что Иисус — такой же Бог, как и Иегова (Яхве).
1.5. Божественные атрибуты
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает вторую группу свидетельств: в Новом Завете Христу приписываются божественные атрибуты, такие как вечность, неизменность, всеведение, всемогущество, вездесущность. Рассматривая божественные свойства Христа, преподаватель:
— объясняет значение слова «первородный» в Кол.1:15;
— отвечает на вопрос: «Как можно говорить о неизменности Христа, если Он стал человеком?»;
— предлагает обсудить вопрос: «Было ли ограничено знание Христа?»
1.6. Вопросы и ответы
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг отвечает на вопросы студентов о божественных атрибутах Христа. Отвечая на эти вопросы, он подчеркивает, что:
— если Иисус не знал какой-то информации, то только как человек, по своей человеческой природе;
— аналогия брачной церемонии подходит для описания восхищения церкви, а не для второго пришествия Христа;
— ничего не говорится о том, каким образом Иисус узнал то, что происходило с Нафанаилом под смоковницей;
— у Иисуса есть две отличные друг от друга, но единые природы.
1.7. Божественные дела
Иисус Христос совершает божественные дела: Он участвовал в творении, Он держит все словом силы Своей, Он прощает грехи, Он дарует вечную жизнь, Он воскрешает из мертвых и Он будет вершить суд над людьми. В разделе курса о божественности Христа вы:
— узнаете ссылки на библейские тексты, в которых описываются или упоминаются божественные дела Христа;
— узнаете буквальное значение глагола «стоит» (Кол.1:17) в греческом тексте;
— придете к выводу, что авторы Нового Завета признавали божественность Иисуса, так как приписывали Ему дела, которые совершить мог только Бог.
РАЗДЕЛ 2. Воплощение и уничижение Христа
Иисус дает откровение о Боге и откровение об идеальном человеке. Он показывает, какими мы должны быть и какими мы станем, когда окажемся в прославленном теле. На основании записанного в 1 Иоанна 3:2 возникает вопрос: «Что значит быть подобным Христу?» Здесь преподаватель Джон Файнберг отвечает на этот вопрос и раскрывает разницу между воплощением и уничижением Христа, рассматривает основные греческие слова, которые используются в Филиппийцам 2:5-11, и объясняет, что имел в виду Павел, когда говорил, что Христос принял образ раба и «сделался подобным человекам».
2.1. Послание Филиппийцам 2:5-11. Разбор слов
В разделе курса кратко рассматривается тема о воплощении и уподоблении Христу. Далее преподаватель переходит к вопросу о самоуничижении Христа и обращается к тексту, записанному в Филиппийцам 2:5-11. Джон Файнберг считает, что этот библейский текст заслуживает глубокого изучения для понимания учения о кеносисе. В этом фрагменте лекции вы узнаете ключевые греческие термины, которые используются в этом тексте, и определите их значение.
2.2. Послание Филиппийцам 2:5-11. Толкование текста
Какой аргумент пытается донести Павел до церкви в Филиппах? Ответ на этот вопрос можно найти, если объяснить, что означает выражение «опустошить себя». Может ли здесь подразумеваться человеческая или божественная природа Христа? При толковании текста, записанного в Филиппийцам 2:5-11, преподаватель Джон Файнберг:
— объясняет, что включает в себя «опустошение»;
— разбирает аргумент апостола Павла;
— подчеркивает, что Иисус Христос уничижил себя, «взяв» и «став», а не отказавшись от чего-то того, что имел;
— показывает Божий ответ на то, что сделал Христос.
2.3. Халкидонская формула
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг предлагает нам сосредоточить внимание на вопросе о единстве божественной и человеческой природы Христа. Вам предстоит изучить формулировку ипостасного единства Христа из Символа Веры, принятого на Халкидонском соборе в 451 г. н.э. Эта формулировка Отцов Церкви отражает евангельское понимание природы Христа. Преподаватель разбирает слова «совершенный», «единосущный», «рожденный прежде веков», «нераздельно», «лицо» и т.д.
2.4. Ереси о личности Христа
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает различные ереси, которые существовали в истории ранней церкви. Вы узнаете о представлениях Аполлинария, Нестория и Евтихия о личности Христа, о Его божественной и человеческой природе, а также увидите ошибочность учения монофизитов и монофелитов. В конце лекции преподаватель отвечает на вопросы студентов.
РАЗДЕЛ 3. Непогрешимость Христа
Почему верующие люди продолжают грешить после покаяния и обращения к Богу? Как Иисус Христос мог не грешить, если Он был на 100% человеком? Что следует понимать под безгрешностью Христа? В лекции «Непогрешимость Христа» преподаватель Джон Файнберг объясняет, каким образом Христос мог сопротивляться искушениям, а также ответит на вопросы студентов.
3.1. Непогрешимость и реальность искушений
В этом разделе курса о непогрешимости Христа и реальности Его искушений преподаватель Джон Файнберг:
— предлагает определение непогрешимости;
— объясняет, как Иисус мог быть человеком и при этом не грешить;
— рассуждает о том, почему человек после обретения спасения продолжает грешить;
— рассматривает свидетельства в защиту непогрешимости Христа;
— приводит пример, когда человеческая природа Христа берет верх над божественной.
Преподаватель подчеркивает, что, несмотря на непогрешимость Христа, искушения Христа были реальными.
3.2. Вопросы и ответы
Отвечая на вопросы студентов о непогрешимости Христа и об искушениях, преподаватель Джон Файнберг напоминает, что Иисус не мог поддаться искушению, так как Его божественная воля гарантировала, что его человеческая воля преодолеет любое искушение. Вот вопросы, которые особенно интересуют студентов:
— имел ли место в жизни Христа конфликт между божественной и человеческой природой;
— что подразумевается под понятием «воля»;
— как Христос может быть одной личностью, но «с двумя разумами».
3.3. Дела Христа
В этом разделе курса рассматривается самая простая тема в христологии: дела Христа. Поэтому преподаватель Джон Файнберг не предлагает нам теоретический материал о посредническом служении Христа и о роли пророка, царя и священника, так как материал этот подробно изложен в конспектах. Преподаватель отвечает на вопросы студентов о служении Христа в прошлом, настоящем и будущем.