ST5101.5 Систематическое богословие. Библейская антропология
Описание курса «Систематическое богословие. Раздел 5. Библейская антропология»
Учебный курс “Библейская антропология” знакомит с различными подходами к вопросу о природе человека и предлагает погрузиться в изучение данной темы через рассмотрение библейских текстов и аргументов, которые используются сторонниками разных теорий для защиты своей позиции.
Цели и задачи курса:
- погрузиться в изучение доктрины через критический анализ разных взглядов на природу человека;
- познакомить студентов с историей вопроса и показать, каким образом философы и богословы пришли к тем или иным выводам относительно природы человека;
- рассмотреть библейские тексты, связанные с устройством человека;
- помочь сформулировать свою позицию в вопросе природы человека.
Содержание курса
1. Природа человека: история вопроса
Изучением вопроса о природе человека занимались как философы, так и богословы. В христианских кругах этот вопрос на протяжении долгого времени воспринимался как спор между дихотомистами и трихомистами. Но даже сегодня некоторые богословы рассматривают данный вопрос с точки зрения этого спора. Во второй половине 20-го века люди стали задаваться вопросом, является ли дихотомизм и трихотомизм единственной альтернативой. В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает вопросы, связанные с философией ума и двумя формами дуализма.
1.1. Введение. Библейские термины
В вводной лекции курса «Доктрина о человеке» преподаватель Джон Файнберг:
— рассматривает несколько библейских терминов, которые используются в Писании для обозначения нематериальной и материальной сущности человека;
— предлагает познакомиться с описательными выражениями «греховное тело», «тело смерти», «тело духовное» и т.д.;
— объясняет понятие «онтология»;
— делится своей классификацией терминов, выделяя термины онтологические и этические;
— подчеркивает, что термин «природа человека» неоднозначен и имеет два значения;
— начинает размышлять над вопросом «Что делает человека человеком?»
1.2. Введение. Философия ума
В этом фрагменте курса преподаватель Джон Файнберг:
— повторяет материал, пройденный на предыдущей лекции;
— рассуждает о нравственном значении термина «природа человека»;
— очерчивает круг вопросов, которые будут рассмотрены при изучении доктрины о человеке;
— предлагает найти ответ на вопрос «Как понимать природу человека в онтологическом смысле?»;
— рассматривает историю вопроса о составляющих природы человека;
— разъясняет значение терминов «дихотомизм» и «трихотомизм»;
— разбирает вопросы, связанные с разумом человека;
— рассказывает о точке зрения Декарта;
— объясняет, какое отношение к богословию имеет философия ума.
1.3. Две формы дуализма
Пытаясь понять библейскую концепцию человека, вынуждены ли мы неизбежно прийти к какой-либо форме дуализма, или же мы можем этого избежать? Почему возникает этот вопрос? В истории западной культуры доминирующим взглядом на природу человека и реальность был взгляд о двух противоборствующих началах. В этом фрагменте курса преподаватель Джон Файнберг:
— рассматривает основные особенности греческого и картезианского дуализма;
— объясняет негативное влияние греческого дуализма на христианство;
— напоминает библейскую позицию об отношении к физическому телу;
— рассуждает об основных характеристиках материальной и нематериальной составляющих;
— рассматривает вопрос «Раскрывает ли Библия онтологическое устройство человека?»
1.4. Вопросы и ответы
В этом фрагменте курса преподаватель Джон Файнберг отвечает на вопросы. Студенты просят его объяснить следующее:
— в чем заключается дихотомическое и трихотомическое представление о природе человека;
— к каким богословским взглядам можно прийти, если придерживаться картезианского дуализма;
— как выводы философии ума могут влиять на наши богословские представления.
2. Монистический и холистический взгляд на природу человека
Можно ли сказать, что Библия рассматривает человека как неразделимое единство и исповедует монистический или холистический взгляд на его природу? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг исследует взгляды философского материализма и реляционного монизма, объясняет философские и богословские взгляды сторонников этой позиции, а также высказывает критические замечания в их адрес.
2.1. Обоснование аргументации
Монистический и холистический подходы утверждают, что в человеке — одна составляющая. Термин «монистический» используется для ответа на онтологический вопрос, а термин «холистический» употребляется при изучении человека в плане взаимоотношений. В этом фрагменте курса «Разные взгляды на природу человека» преподаватель Джон Файнберг:
— рассматривает позицию философского материализма или субстанционального монизма;
— объясняет особенности позиции реляционного монизма или субстанционального материализма;
— объясняет богословские взгляды философов, придерживающихся позиции реляционного несубстанционального холизма.
2.2. Обоснование возражений
Как следует относиться к монистическому и холистическому взгляду на природу человека? Насколько целесообразно проводить границу между онтологическим восприятием человека и восприятием его с точки зрения взаимоотношений? В этом фрагменте курса «Разные взгляды на природу человека» преподаватель Джон Файнберг:
— приводит несколько текстов Писания, которые раскрывают нам онтологическую истину об устройстве человека;
— приводит аргументы, ставящие под сомнение обоснованность монистического и холистического подхода.
2.3. Евангелие от Матфея 10:26-28
Несмотря на то, что Писание не ставит перед собой цели рассказать об онтологическом устройстве человека, это вовсе не означает, что нет никакой возможности прийти хоть к каким-либо выводам. В этом фрагменте курса «Разные взгляды на природу человека» преподаватель Джон Файнберг обращает наше внимание на библейский текст, записанный в 10-ой главе Евангелия от Матфея. При рассмотрении текста, в котором Иисус ведет беседу с учениками и говорит о цене ученичества и о гонениях, мы видим, что Он не ставит перед собой цели дать перечень онтологических составляющих человека. О чем же тогда говорит в этом тексте Иисус?
3. Трихотомический и дихотомический взгляд на природу человека
С точки зрения трихотомической теории о природе человека, человек состоит из трех частей: тела, души и духа. В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает аргументы в защиту этой теории и разбирает библейские тексты, которые лежат в основе аргументов, убеждающих людей, что природа человека состоит из трех частей. Он также приводит аргументы против традиционного дихотомического подхода и описывает свою модель понимания природы человека.
3.1. Обоснование аргументации. Часть1
Трихотомисты выдвигают в свою защиту много аргументов, некоторые из которых основаны на логических умозаключениях, а другие построены с использованием библейских текстов.
В этом фрагменте курса «Разные взгляды на природу человека» Джон Файнберг рассказывает о трихотомической теории о природе человека и:
— разбирает аргумент о том, что и в Ветхом, и в Новом Завете есть слова «душа» и «дух», но нет оснований полагать, что это – абсолютные синонимы;
— рассматривает аргумент, основанный на прогрессирующем откровении;
— объясняет аргумент, построенный на библейском тексте, записанном в Бытии 2:7;
— начинает рассматривать аргументы, основанные на толковании библейских текстов.
3.2. Обоснование аргументации. Часть 2
В этом фрагменте курса «Разные взгляды на природу человека» преподаватель Джон Файнберг продолжает разбирать аргументы в защиту трихотомической теории о природе человека. Он рассматривает библейский текст, записанный в Послании к Евреям 4:12, в котором говорится о том, что Божье Слово разделяет душу и дух. Сторонники трихотомизма предлагают рассмотреть этот стих в оригинале. Преподаватель также рассматривает 1 Коринфянам 2:14-15 и 15:44 в оригинале, чтобы понять, что пишет Апостол Павел о духе и о душе. В заключении данного фрагмента преподаватель рассматривает Послание Филиппийцам 1:44 и отвечает на вопросы студентов.
3.3. Обоснование возражений. Часть 1
В этом фрагменте курса преподаватель Джон Файнберг возвращается к первому аргументу в защиту трихотомической теории и предлагает доводы, ставящие под сомнение верность этой теории. Суть первого аргумента заключается в следующем: как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете термины «душа» и «дух» обозначают не одно и то же. Но почему же, по мнению трихотомистов, разные термины обязательно подразумевают разные сущности? Если каждый раз, встречая новый термин, мы будем думать, что речь идет о новой сущности, то легче поверить в полихотомию. А как объясняют эти термины дихотомисты? Преподаватель также приводит доводы против второго аргумента трихотомистов и рассматривает библейский текст из Книги Бытия.
3.4. Обоснование возражений. Часть 2
Вэтом фрагменте курса преподаватель Джон Файнберг приступает к толкованию библейских текстов, которые используются приверженцами трихотомического подхода. Он пытается определить главную идею данных библейских текстов и задает следующие вопросы для размышления:
«Пытается ли Павел раскрыть тему о составляющих частях человека или же он говорит о другой теме?»;
«Что он говорит о природе человека?»;
«Пытается ли он доказать, что существуют отдельные сущности?»
Преподаватель также обращается к библейским текстам из Евангелий, чтобы объяснить употребление греческой грамматической конструкции. Джон Файнберг показывает, как он приходит к выводу о том, что в Послании к Евреям 4:12 ничего не говорится о составляющих природы человека.
3.5. Обоснование возражений. Часть 3
В этом фрагменте курса о возражениях против трихотомического взгляда на природу человека преподаватель Джон Файнберг рассматривает еще несколько библейских текстов. Он напоминает о различии между «душевным и «духовным» человеком и объясняет основную проблему в аргументе, предложенном трихотомистами. Он также освежает в нашей памяти построение аргумента, основанного на Послании к Филиппийцам 1:27, и снова подчеркивает, что этот стих ничего не говорит об онтологическом устройстве человека.
3.6. Дихотомический подход
В этом фрагменте курса «Разные взгляды на природу человека» преподаватель Джон Файнберг переходит к рассмотрению более традиционной позиции относительно устройства человека. Согласно представлениям Стронга, человек состоит из двух частей: физической и нематериальной. Рассматривая дихотомический взгляд на природу человека, преподаватель:
— напоминает, чем отличается дихотомическое толкование (Бытие 2:7) от трихотомического понимания данного текста;
— приводит аргументы против истинности традиционного дихотомического подхода;
— описывает свою модель понимания природы человека и раскрывает ее суть.
4. Природа человека: Imago Dei
Как появившийся на свет человек получает свою нематериальную сущность? Что такое образ Бога? Что произошло с образом Бога во время грехопадения? Помогает ли образ Бога отличить человека от животного? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает эти вопросы и объясняет, почему среди богословов не существует единого мнения по данной теме.
4.1. Передача нематериальной части человека
Как появившийся на свет человек получает свою нематериальную сущность? Существует четыре основные теории о передаче человеку его нематериальной части. В этом фрагменте курса преподаватель Джон Файнберг:
— раскрывает суть теории предсуществования души и объясняет взгляды ее приверженцев;
— напоминает взгляды Беркауера;
— рассматривает некоторые аргументы в защиту креацианизма и традуционизма и объясняет возможные проблемы, связанные с этими теориями;
— отвечает на вопросы студентов.
4.2. Предмет спора
В этом фрагменте курса преподаватель Джон Файнберг отвечает на основные вопросы, связанные с «образом Божиим», а также рассматривает предмет спора среди богословов. В ходе лекции вам предстоит узнать:
— что можно включить в понятие «образ Божий», говоря о человеке;
— рассматривает рациональный, моральный и духовный аспекты Imago Dei;
— отвечая на вопрос студента, рассуждает об основной идее Книги Екклесиаста;
— объясняет, что произошло с образом Божиим во время грехопадения.
4.3. Вопросы и ответы
В последнем фрагменте курса «Доктрина о человеке» преподаватель Джон Файнберг отвечает на многочисленные вопросы студентов и:
— объясняет, кто несет ответственность за усмирение ветхой, греховной природы;
— подчеркивает, что, даже будучи спасенными, мы продолжаем бороться со своей ветхой природой;
— подсказывает, как нужно толковать 7-ую главу Послания к Римлянам;
— разъясняет, как в результате грехопадения может быть полностью утрачен духовный аспект Imago Dei ;
— говорит о том, что Бог поступает по справедливости по отношению и к верующим, и к неверующим.