ST5101.7 Систематическое богословие. Сотериология
Описание курса
Учебный онлайн курс “Сотеориология” предлагает глубокое изучение вопросов, связанных с Божьим планом спасения человека. Преподаватель знакомит с процессом спасения, анализирует аргументы разных теорий, связанных с масштабами искупления, рассуждает о заместительной природе искупления и рассматривает ключевые библейские тексты, связанные с доктринами искупления, избрания и призвания.
Цели и задачи курса:
- показать важность понимания Божьей благодати и справедливости;
- дать определение ключевым терминам и понятиям, связанным с доктриной о спасении;
- разобрать основные библейские тексты для формирования правильной богословской позиции;
- обсудить библейскую концепцию о предузнании;
- раскрыть особенности разных форм детерминизма.
Содержание курса:
1. Евангелие благодати
Прежде чем приступить к изучению доктрины искупления, преподаватель Джон Файнберг предлагает задуматься о благодати, которую явил нам Бог. В разделе курса вы узнаете ответы на вопросы людей, которым кажется, что Бог поступает несправедливо по отношению к ним. Чтобы помочь нам лучше понять, что следует подразумевать под Божьей справедливостью, преподаватель напоминает содержание и главную идею притчи о владельце виноградника и его работниках.
1.1. Введение
«Первое, что нужно обсудить, когда речь заходит о спасении, – это понятие благодати», — считает преподаватель Джон Файнберг. В вводном разделе курса он:
— объясняет значение термина «спасение» в контексте Ветхого и Нового Завета;
— рассматривает значения термина «благодать»;
— сравнивает благодать и справедливость;
— указывает на отличие общей благодати от спасительной благодати;
— начинает разбирать притчу о виноградаре и винограднике.
1.2. Благодать и справедливость
Чтобы лучше понять, чем благодать отличается от справедливости, преподаватель Джон Файнберг предлагает обратиться к притче о владельце виноградника и его работниках (Матф. 20:1-16). В этом разделе курса преподаватель:
— помогает понять главную идею притчи;
— подчеркивает, что благодать не имеет никакого отношения к справедливости или несправедливости;
— указывает на то, что Бог дает спасение не на основании заслуг получателя, а на основании Своей щедрости;
— утверждает, что понимание разницы между благодатью и справедливостью может стать важным открытием.
1.3. Неверное отношение к благодати
В разделе курса преподаватель Джон Файнберг продолжает развивать тему благодати. Рассуждая о разнице между общей и спасительной благодатью, он:
— приводит библейские тексты, которые свидетельствуют о том, что благодать присуща всем Трем Личностям Божества;
— обращает внимание на то, что благодать передается миру через Иисуса Христа;
— объясняет, каким может быть неверное отношение к благодати;
— разбирает ключевые библейские тексты о благодати и спасении.
2. Заместительная природа искупления
Чтение Нового Завета не оставляет никаких сомнений в том, что поступок Христа можно назвать жертвой. Жертва Христа на кресте представляет собой заместительную жертву, то есть Иисус Христос понес наказание за грех вместо грешника. В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг говорит о важности заместительной жертвы Христа и необходимости умилостивления, а также объясняет суть теории замещения.
2.1. Заместительная жертва и умилостивление
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг говорит о важности заместительной жертвы Христа и о необходимости умилостивления. Преподаватель:
— объясняет суть теории замещения;
— показывает отличие жертвы Христа от жертв, приносимых в Ветхом Завете;
— рассматривает значение термина «умилостивление» и других новозаветных слов, которые используются в контексте умилостивления;
— отвечает на вопрос, почему необходимо смягчать Божий гнев;
— рассматривает неверные представления, связанные с идеей умилостивления;
— объясняет, что означает искупление для людей и для Бога.
2.2. Искупление и примирение
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— рассматривает две группы слов в Новом Завете, связанных с идеей искупления;
— перечисляет библейские тексты, в которых говорится об искуплении и примирении;
— разъясняет схему, на которой изображен процесс спасения;
— приводит иллюстрацию о рождественских подарках, чтобы объяснить суть искупления;
— предлагает поразмышлять об искуплении от клятвы закона, от власти греха и сатаны;
— рассматривает вопрос о том, кто является объектом примирения.
2.3. Заместительная природа искупления
Вина за грех вменилась Христу, и Он понес наказание за эту вину. В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассуждает о заместительной природе искупления и:
— перечисляет библейские тексты, свидетельствующие о заместительной природе искупления;
— предлагает разделить библейские тексты об искуплении на три группы, в зависимости от используемого предлога;
— отвечает на вопросы студентов.
3. Позиция ограниченного и неограниченного искупления
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает библейские и богословские аргументы в защиту позиции ограниченного искупления и позиции неограниченного искупления. Вы рассмотрите библейские тексты, которые используются для поддержки каждой позиции, а также узнаете, какие доводы приводят противники этих теорий. Преподаватель рассуждает о масштабах распространения искупления, а также отвечает на вопросы студентов.
3.1. Позиция ограниченного искупления. Богословские аргументы
Распространяется ли искупление на всех людей, которые когда-либо жили на земле, или же только на избранных? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг подводит нас к вопросу, который вызывает споры у сторонников ограниченного и неограниченного искупления. Намеревался ли Христос оплатить Своей смертью грехи только избранных или грехи всех людей? Преподаватель рассматривает три аргумента в защиту позиции ограниченного искупления и приводит пять причин, почему мы должны благовествовать всем людям.
3.2. Позиция ограниченного искупления. Разбор библейских текстов
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг продолжает рассматривать аргументы в защиту позиции ограниченного искупления. Какие библейские тексты используют сторонники ограниченного искупления для обоснования своей позиции? Как они толкуют места из Священного Писания, которые говорят о всеобщем искуплении? Джон Файнберг отвечает на эти вопросы, а также рассматривает аргумент, который не основывается на Священном Писании, но используется в трудах известного библеиста Иана Ховарда Маршалла.
3.3. Позиция ограниченного искупления. Вопросы и ответы
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг отвечает на вопросы студентов, касающихся богословских и библейских аргументов в защиту теории ограниченного искупления. Преподаватель:
— кратко излагает суть аргумента Иана Ховарда Маршалла;
— дает толкование Великого поручения с позиции сторонников ограниченного искупления;
— напоминает, что избрание не является автоматическим спасением;
— объясняет, как сторонники ограниченного искупления интерпретируют Иоанна 3:16;
— напоминает о позиции Карла Барта относительно примирения с Богом.
3.4. Позиция неограниченного искупления. Библейские аргументы
Сторонники позиции неограниченного искупления утверждают, что Христос умер за всех людей, но спасаются только избранные. В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает библейские аргументы в защиту позиции неограниченного искупления и:
— разбирает текст, записанный в Евангелии от Иоанна 3:16, в котором говорится об универсальном искуплении;
— говорит о двух составляющих спасения и предлагает толкование 2 Кор. 5:19-20;
— разбирает два аспекта того, что Христос совершил на кресте;
— рассматривает несколько библейских текстов в контексте, чтобы показать, как следует толковать эти стихи.
3.5. Позиция неограниченного искупления. Богословские аргументы
Кроме библейских аргументов, сторонники позиции неограниченного искупления используют еще два аргумента. В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— обращает внимание на непоследовательность сторонников ограниченного искупления, которые призывают благовествовать всем, но не верят в то, что Христос умер за всех;
— рассуждает о том, что у Бога были разные намерения относительно спасения людей;
— объясняет свою позицию в вопросе распространения искупления;
— отвечает на вопросы студентов.
4. Избрание и предузнание
В разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает позицию условного и безусловного избрания. Вам предстоит познакомиться с различными формами индетерминизма и детерминизма, проанализировать несколько определений свободной воли, разобрать библейские и богословские аргументы, которые используются сторонниками разных позиций. В чем заключается библейская концепция о предузнании? Какую идею передает глагол «знать» в Священном Писании? Какой аргумент используют защитники безусловного избрания? После просмотра лекции вы сможете сформулировать точку зрения кальвинистов и арминиан по обсуждаемым вопросам.
4.1. Библейские аргументы. Основания для избрания
Бог по Своей благодати от начала вечности избирает определенных людей к спасению в Иисусе Христе. В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг объясняет значение термина «избрание» и предлагает обратиться к Священному Писанию для рассмотрения данной темы. Преподаватель:
— перечисляет случаи, когда об избрании говорится вне контекста спасения;
— приводит библейские стихи, в которых опосредованно говорится об избрании;
— напоминает о том, что доктрина избрания логически вытекает из доктрины Божьей суверенности;
— рассматривает три основания для избрания;
— объясняет разницу между условным и безусловным избранием.
4.2. Аргументы в защиту безусловного избрания
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг предлагает разобрать аргументы в защиту позиции безусловного избрания. Преподаватель:
— объясняет суть аргумента, основанного на Божьей суверенности;
— рассматривает аргумент о спасении по благодати;
— приводит аргумент о единении верующего со Христом и цитирует библейские тексты, свидетельствующие об этом;
— говорит об испорченной природе человека, который не способен обратиться к Богу самостоятельно;
— приводит тексты из Священного Писания о безусловном избрании.
4.3. Предузнание. Разбор текстов Ветхого Завета
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг обращает внимание еще на один аргумент в защиту безусловного избрания. Преподаватель:
— рассматривает два библейских текста, которые связывают спасение и избрание с предузнанием;
— разъясняет библейскую концепцию о предузнании;
— разбирает библейские тексты Ветхого Завета, в которых используется слово «знать»;
— отвечает на вопросы студентов.
4.4. Предузнание. Разбор текстов Нового Завета
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает три греческих слова, которые используются в Новом Завете, когда речь идет о познании. Преподаватель:
— обращает внимание на оттенки значений греческих слов epistemai, ginosko и oida;
— объясняет, что Писание имеет в виду, когда речь идет о предузнании в Новом Завете;
— рассматривает два значения греческого слова proginosko и приводит примеры употребления этого слова в библейских текстах.
5. Божья воля и свободная воля человека
Существует ли абсолютная свободная воля? Чем либертарная свободная воля отличается от компатибилистской свободной воли? Какая идея заложена в понятиях «необходимость» и «ограничение»? Какие аргументы можно привести в защиту позиции умеренного детерминизма? Какие два интеллектуальных вопроса связаны с нравственной ответственностью человека за совершаемые поступки? Имеет ли творение право призывать Творца к ответу? Что является источником искушений в нашей жизни? В этом разделе курса Джон Файнберг отвечает на данные вопросы, а также рассматривает богословские концепции о свободной воле с позиции умеренного детерминизма и разбирает аргументы в защиту индетерминизма; обращает внимание на отличие Божьей воли от Божьего желания; рассказывает о том, как арминиане могут ответить на аргумент о суверенной власти Бога; рассматривает библейский текст, записанный в Послании к Римлянам 9:16-19, в котором Павел говорит об избрании ко спасению; обращает внимание на особенности общего и действенного призыва.
5.1. Божья воля
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг начинает рассматривать возражения против позиции безусловного избрания, которые высказываются ее оппонентами. Преподаватель:
— размышляет над вопросом, как может не осуществиться желание Бога, если Он хочет, чтобы никто не погиб, а имел жизнь вечную;
— обращает внимание на отличие Божьей воли от Божьего желания;
— рассматривает различные виды Божьей воли;
— размышляет над вопросом, действительно ли каждый, кто этого хочет, может примириться с Богом.
5.2. Свободная воля человека. Термины и определения
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг продолжает рассматривать возражения против позиции безусловного избрания и предлагает определить, что следует подразумевать под свободной волей человека. Преподаватель:
— объясняет понятия «индетерминизм» и «детерминизм»;
— рассматривает определение «абсолютной свободной воли»;
— объясняет, что подразумевается под «либертарной свободной волей»;
— рассказывает о взглядах сторонников » парадоксального индетерминизма»;
— дает определение терминам «необходимость» и «ограничение».
5.3. Свободная воля человека. Богословские концепции
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает богословские концепции о свободной воле с точки зрения умеренного детерминизма. Преподаватель:
— рассматривает определение компатибилистской свободной воли;
— объясняет, как Святой Дух совершает свое служение;
— переходит от определения свободной воли к обсуждению богословской концепции о свободной воле;
— разбирает виды свободной воли, которые рассматривал Жан Кальвин;
— отвечает на вопросы студентов.
5.4. Свободная воля человека. Формы детерминизма
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг обращает внимание на отличительные особенности разных форм детерминизма. Он также разбирает аргументы в защиту индетерминизма и :
— объясняет суть логической ошибки под названием «предвосхищение основания»;
— рассматривает понятие «самоопределение»;
— приводит примеры противоречий.
5.5. Свободная воля человека. Умеренный детерминизм
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает аргументы в защиту позиции умеренного детерминизма. Преподаватель:
— рассматривает ключевой текст из Писания, записанный в Ефесянам 1:11, и предлагает разные толкования текста;
— рассказывает о том, как арминиане могут ответить на аргумент о суверенной власти Бога;
— предлагает разобраться в обоснованности критики со стороны арминиан.
5.6. Свободная воля человека. Нравственная ответственность
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассуждает о позиции умеренного детерминизма и нравственной ответственности человека. Преподаватель:
— рассматривает библейский текст, записанный в Послании к Римлянам 9:16-19, в котором Павел говорит об избрании ко спасению;
— разбирает два интеллектуальных вопроса, связанных с нравственной ответственностью человека за совершаемые поступки;
— предлагает задуматься над вопросом, имеет ли творение право призывать Творца к ответу;
— объясняет источник искушений в нашей жизни.
5.7. Доктрина о призвании
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает практические шаги, которые Бог должен предпринять для того, чтобы привлечь человека к Себе. Преподаватель:
— говорит о месте призвания в вопросе спасения;
— разбирает два вида призвания в Священном Писании;
— перечисляет стихи из Священного Писания, которые говорят об общем призыве;
— обращает внимание на особенности общего и действенного призыва;
— напоминает о служении Святого Духа.
6. Совершение спасения
В разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает вопрос о том, как проявляется спасение в жизни человека после того, как он ответил на Божий призыв. Преподаватель разбирает учение о возрождении, подробно останавливается на двух составляющих обращения, перечисляет положительные последствия возрождения и обращения. В заключительном фрагменте лекции схематически представлен план спасения.
6.1. Возрождение и обращение
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает доктрину о возрождении. Возрождение – это Божье деяние, которое приводит к освящению души человека. Преподаватель:
— рассматривает определение термина «возрождение»;
— рассуждает о действенной причине возрождения и приводит несколько точек зрения;
— приводит определение термина «обращение»;
— перечисляет основные элементы истинного покаяния;
— рассматривает определение термина «вера» и три элемента спасительной веры;
— говорит о происхождении спасительной веры.
6.2. Результаты обращения
Что происходит в тот момент, когда мы обращаемся к Иисусу Христу со спасительной верой? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает положительные последствия возрождения и обращения и:
— объясняет, что означает единение верующего с Иисусом Христом;
— разбирает концепцию об усыновлении верующих в Божью семью;
— рассматривает три значения Отцовства Бога;
— дает определение термину «оправдание»;
— перечисляет элементы и результаты оправдания.
6.3. Освящение. Сохранность святых
Как спасение становится частью личного опыта? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг говорит о том, что происходит в жизни верующего человека после обретения спасения. Преподаватель:
— разбирает два аспекта освящения и приводит тексты Священного Писания, которые говорят об этом;
— указывает на отличие позиционного освящения от прогрессирующего освящения;
— перечисляет результаты прогрессирующего освящения;
— разбирает библейский текст, записанный в Послании Филиппийцам 2:12-13 , чтобы показать, как происходит сохранение святых в вере;
— приводит библейские свидетельства доктрины прославления.
6.4. Заключительные выводы
В заключительном разделе курса преподаватель Джон Файнберг предлагает вашему вниманию две схемы. На первой схеме представлен процесс спасения, а на второй прослеживается связь между доктриной о грехе и доктриной о спасении. Преподаватель напоминает нам о том, что сделал Бог для нас, и призывает нести Благую весть о спасении другим людям.