A204 Христианская апологетика
Описание курса:
Курс лекций «Систематическая апологетика» разработан для знакомства с различными сферами, основными методами и ограничениями христианской апологетики. Курс развивает навыки и умения, необходимые для эффективной передачи своих убеждений и предостерегает от наиболее часто допускаемых ошибок. Лекционный материал рассматривает место истории, науки, логики и морали в христианской апологетике, раскрывает основные аргументы ее противников и демонстрирует способы ведения диалога с ними.
Цели курса:
Академические цели курса — развитие у студентов:
- понимания необходимости логического обоснования своих убеждений;
- знаний и навыков для эффективной передачи своих убеждений;
- свободы владения фактическим материалом истории, философии, этики и науки;
- понимания основных аргументов теизма и умения применять их на практике;
- готовности к конструктивной полемике с людьми противоположных взглядов.
Духовные цели курса:
- утверждение студентов в собственных убеждениях;
- воспитание готовности “с кротостью и благоговением” дать ответ “всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании” ( 1 Петра 3:15)
Содержание курса:
В рамках данного учебного курса предусмотрено изучение следующих тем:
РАЗДЕЛ 1: Место апологетики в стратегии благовестия
В этом разделе вам предстоит:
- раскрыть смысл знакомой притчи;
- задуматься об итогах постсоветского “пробуждения”;
- познакомиться с библейской классификацией мировоззрений;
- проанализировать защитную речь Павла перед Агриппой и Фестом;
- определить разницу в восприятии одной и той же информации “эллинами” и “иудеями”;
- рассмотреть подход Иисуса Христа к благовестию;
- научиться пользоваться шкалой мировоззрений для определения, на какой стадии богоискательства находится ваш собеседник.
1.1: Притча о сеятеле
Во время Своего земного служения Господь часто наставлял Своих учеников притчами, посредством аналогий открывая им тайны Царства. В этом фрагменте лекции «Место апологетики в стратегии благовестия» преподаватель Сергей Головин указывает на скрытый смысл знакомой притчи о сеятеле. Иисус и апостолы неоднократно проводят параллель между благовестием и трудом земледельца. Преподаватель напоминает герменевтические принципы толкования притчей, показывает разницу между аналогией свойств и аналогией отношений, а также подводит к выводу о необходимости готовить почву для посева, чтобы получить обильный урожай.
1.2: Пробуждение или иллюзия?
В этом фрагменте лекции «Место апологетики в стратегии благовестия» преподаватель Сергей Головин анализирует причины духовного пробуждения в начале девяностых и причины наступления спада до уровня более низкого, чем он был изначально. Почему такое произошло? Почему посеянное в огромных количествах «семя» не принесло большого урожая? Преподаватель познакомит вас с данными опросов, которые наглядно демонстрируют религиозные взгляды среднестатистического человека и подводят итоги постсоветского «духовного пробуждения».
1.3.1: Классификация религиозных убеждений. Введение
Условный спектр отношения человека к Богу можно изобразить в виде прямой, уходящей одной стороной в минус бесконечность, а другой — в плюс бесконечность. На этой линии существует некая особая точка, разделяющая верующих и неверующих. До этого момента отношение человека к Богу отрицательное, после этого — положительное. В данном фрагменте лекции «Место апологетики в стратегии благовестия» преподаватель Сергей Головин обращается к 26-й главе Книги Деяний Апостольских и разбирает защитную речь Павла перед царем и прокуратором.
1.3.2: Классификация религиозных убеждений. Иудеи и Эллины
Чем же определяется разница в восприятии защитной речи Павла Фестом и Агриппой? Несмотря на схожее воспитание и образование, у Феста и Агриппы разное мировоззрение. Они по-разному воспринимают один и тот же мир и все, что в нем происходит. В этом фрагменте лекции о классификации религиозных убеждений преподаватель Сергей Головин показывает различия между «эллином»- человеком, в мировоззрении которого нет места Богу, и «иудеем», который не отрицает существования чего-то высшего. Преподаватель также объясняет причины неудач евангелизационных проповедей, в которых не учитывался контекст мировосприятия слушателей.
1.3.3: Классификация религиозных убеждений. Младенцы и верные
Все ли верующие одинаково воспринимают мир? Все ли верующие одинаково относятся к церкви? В этом фрагменте лекции «Место апологетики в стратегии благовестия» преподаватель Сергей Головин предлагает рассмотреть два послания апостола Павла: Первое послание к Коринфянам и Послание к Ефесянам. Преподаватель разбирает значение выражений «святые и верные» и » младенцы во Христе», которые условно определяют мировоззрение верующих людей по отношению к Богу.
1.3.4: Классификация религиозных убеждений. Аналогия с двигателем
Условно распределив мировоззрения людей по отношению к Богу на четыре категории («эллины», «иудеи», «младенцы» и «верные»), преподаватель Сергей Головин предлагает провести аналогию, сравнив жизнь церкви с работой автомобильного двигателя, а людей — с топливом. «Верные» — это топливо, совершающее работу в цилиндрах двигателя, «младенцы во Христе» — это карбюратор, где топливо доводится до состояния, когда оно сможет производить работу. Так называемые «иудеи» — это бензобак, а «эллины» — это естественные ресурсы. Такая аналогия поможет понять, почему традиционные методы благовестия стали малоэффективными.
1.3.5: Классификация религиозных убеждений. Среднестатистическое распределение
Нормальное распределение отклонений любого случайного параметра от среднего значения графически описывается кривой в форме колокола, называемой «кривая Гаусса». В этом фрагменте лекции «Место апологетики в стратегии благовестия» преподаватель Сергей Головин говорит о нормальном распределении «случайных величин». Но было ли распределение в Советском Союзе нормальным? Во времена гонений «младенцев» в церкви практически не было, и участок кривой, представляющий «младенцев во Христе», отсутствовал. Но где же находились люди, которым в нормальных условиях надлежало бы быть «младенцами»? Почему церковь оказалась не готовой к «массовому пробуждению»? Ответы на эти вопросы вы найдете здесь.
1.4.1: Подход Иисуса к благовестию. Встреча с богатым юношей
Нигде в Библии мы не видим, чтобы Иисус или апостолы подходили к людям на улице и предлагали ответить на вопросы, которых им никто не задавал. Если же Иисуса кто-либо о чем-либо спрашивал, Его ответ всегда был обращён лично к собеседнику. В этом фрагменте лекции «Место апологетики в стратегии благовестия» преподаватель Сергей Головин рассказывает о богатом юноше, который пришел к Иисусу с прекрасным и разумным вопросом: «Как обрести вечную жизнь?». Иисус дает конкретные рекомендации и предлагает ему продать своё имение и раздать все нищим. Суть ответа Иисуса заключается в том, что богатство, на которое полагался юноша, мешало ему войти Царство Небесное.
1.4.2: Подход Иисуса к благовестию. Встреча с Никодимом
Когда к Иисусу приходит Никодим, человек весьма богатый, Иисус не требует, чтобы он продал свое богатство, но говорит: «Тебе нужно родиться заново». Предложи Иисус Никодиму избавиться от богатства, тот, пожалуй, послушался бы, так как прекрасно понимал бренность материальных благ. Для Никодима «истинным» богатством были его знания и опыт. Иисус предлагает Никодиму отвергнуть сокровище своих знаний, непригодных для Царствия Божьего, и стать как новорожденный младенец. В этом фрагменте лекции «Место апологетики в стратегии благовестия» преподаватель Сергей Головин подчеркивает, что Иисус всегда обращается к каждому человеку индивидуально, на том уровне, на котором тот находится.
1.4.3: Подход Иисуса к благовестию. Встреча с самарянкой у колодца
В этом фрагменте лекции «Место апологетики в стратегии благовестия» преподаватель Сергей Головин рассказывает о том, как Иисус преподносит Благую Весть самарянке у колодца, показывая, что только живая вода сможет утолить жажду ее сердца. Именно самарянка оказывается самой сообразительной и, оставив свой кувшин, бежит делиться Благой Вестью с другими. Преподаватель обращает внимание на то, как Иисус провоцировал вопросы самарянки Своим образом жизни. Если же наша жизнь ничем не будет отличаться от жизни неверующих, то никто и ни о чем не будет нас спрашивать.
1.5.1: Как мы можем узнать, что у человека в сердце?
Иисус — Сын Божий, и Он сразу видит, что у человека на сердце и каково его мировоззрение. А как мы можем узнать это? В данном фрагменте лекции «Место апологетики в стратегии благовестия» преподаватель Сергей Головин начинает отвечать на этот вопрос и рассматривает библейский текст из 1-го Послания к Коринфянам 9:19-23. Чтобы говорить с человеком на его языке, нужно стать таким же, как он. В этом и заключается принцип воплощения и уподобления, которые применяли Иисус Христос и Павел.
1.5.2: Филипп и евнух-эфиоплянин
Продолжая отвечать на вопрос «Как мы можем узнать, что у человека в сердце?», преподаватель Сергей Головин предлагает рассмотреть десять строк из Книги Деяний Апостольских, в которых Лука показывает нам жизнь евнуха-эфиоплянина. Размышляя об этом евнухе, трудно не увидеть параллель с жизнью каждого из нас. Живя в миру, мы с гордостью творим то, что мир считает нужным, правильным и достойным. Когда же Бог находит нас, мы понимаем, что все, что мы делали, удаляет нас от Него навеки. И, если бы не Благая Весть, вся жизнь была бы лишена какого-либо смысла.
1.6: Шкала мировоззрений
Чтобы знать, с чего начинать разговор, необходимо научиться распознавать, на какой стадии богоискательства находится наш собеседник, и определить его мировоззрение. В заключительном фрагменте лекции «Место апологетики в стратегии благовестия» преподаватель Сергей Головин рассказывает, как пользоваться шкалой мировоззрений, которая позволяет благовестнику определить, какая именно помощь нужна собеседнику на его пути к Богу.
РАЗДЕЛ 2: Основы христианской апологетики
В этом разделе вы узнаете:
- нетрадиционное определение термина “апологетика”;
- чем систематический подход к апологетике отличается от традиционного;
- отличительные принципы, на которых строится служение христианского апологета;
- четыре основных уровня овладения практическими навыками;
- традиционную классификацию типов христианской апологетики;
- почему апологетика нужна погибающему миру.
2.1.1: Христианские убеждения и принципы
Христианская апологетика — это не набор приемов по переубеждению оппонента любой ценой и в чем бы то ни было, а совокупность теоретических знаний и практических навыков логического обоснования и эффективной передачи христианских убеждений. В этом фрагменте лекции «Основы христианской апологетики» преподаватель Сергей Головин рассматривает нравственный контекст апологетического мандата, который говорит не о том, как вести дискуссию, но о том, как должен жить христианин. Преподаватель напоминает, что наше упование основано на абсолютном фундаменте, поэтому принципы христианской апологетики безусловны, то есть не меняются в зависимости от времени и культуры.
2.1.2: Библейская модель апологетики
Какими методами передачи христианских убеждений пользовались апостолы? В этом фрагменте лекции «Основы христианской апологетики» преподаватель Сергей Головин продолжает разбирать различные аспекты определения христианской апологетики и рассматривает библейскую модель христианской апологетики. Из теоретических знаний вытекает готовность дать ответ всегда и всякому, требующему у нас отчета о нашем уповании. Апологетика — это совокупность не только теоретических знаний, но и практических навыков. С четыремя основными уровнями овладения практическими навыками вы сможете познакомиться во время просмотра этой лекции.
2.2: Традиционный подход
В истории церкви христианская апологетика рассматривалась как дисциплина, связанная с рациональной защитой христианской веры. В этом фрагменте лекции «Основы христианской апологетики» преподаватель Сергей Головин сопоставляет классическую и эвиденциальную апологетику, говорит о двух крайностях экспериментальной апологетики, рассказывает об исторической и пресуппозиционной апологетике. Вы также узнаете, какого типа апологетики придерживались Блаженный Августин, Юстин Мученик, Пауль Тиллих и другие известные мыслители.
2.3.1: Разрушение твердынь
Отправным пунктом систематической апологетики является определение области нахождения твердынь. В этом фрагменте лекции «Основы христианской апологетики» преподаватель Сергей Головин рассказывает о том, как мы должны находить «неведомого бога» в представлениях наших собеседников и использовать его как плацдарм для дальнейшей апологетики. К этой стратегии прибегают проповедники Нового Завета. Преподаватель предлагает послушать, как могла звучать речь апостола Павла, окажись он в России в конце XX века.
2.3.2: Поле науки
Очень важным элементом систематического подхода в апологетике является корректное определение сферы ее применимости. Ни Писание, ни наука не дают полного знания обо всем. Апологетика имеет смысл лишь на пересечении сфер познаваемого посредством науки и через Слово Божье. В этом фрагменте лекции «Основы христианской апологетики» преподаватель Сергей Головин говорит о том, что, в зависимости от того, к какой науке обращается человек для созидания твердынь, мы будем прибегать к соответствующему методу их сокрушения.
2.4: Необходимость христианской апологетики
В этом фрагменте лекции «Основы христианской апологетики» преподаватель Сергей Головин рассматривает вопрос о необходимости христианской апологетики. Он цитирует библейские тексты, которые свидетельствуют о том, что апологетика заповедана Богом, что апологетики требует здравый смысл и что апологетика нужна погибающему миру. Мы должны противостоять любым собственным или чужим мыслям, которые мешают нам и другим людям познать Бога, мы должны предоставить доказательства, что Бог существует и что Иисус — Сын Божий, мы должны научить других отстаивать свои убеждения. Всему этому и учит апологетика.
РАЗДЕЛ 3: Христианская апологетика и логика
В этом разделе преподаватель:
- обратит ваше внимание на логические аргументы в проповеди Петра;
- объяснит значение основополагающих логических принципов;
- научит оценивать истинность высказываний с помощью критериев истинности суждений;
- проиллюстрирует разные типы логических аргументов;
- расскажет о “вспомогательном” и “предписательном” использовании логики;
- напомнит, что Писание критически говорит об умствовании;
- научит распознавать самые распространенные логические ошибки, совершаемые при аргументации;
- показывает на примере Иисуса Христа, как применять библейскую логику.
3.1: Логика в проповеди Петра
В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и логика» преподаватель Сергей Головин предлагает разложить проповедь Апостола Петра (Деяния 2:14-36) на отдельные группы высказываний, называемых умозаключениями. Петр не призывает слушателей слепо верить ему на слово: он основывает все свои суждения исключительно на достоверных фактах. Преподаватель обращает внимание на то, что богодухновенная речь Петра представляет собой цепь последовательных и целенаправленных логических аргументов.
3.2: Логические принципы
Базовые логические принципы апологетики — это утверждения, рассматриваемые в качестве исходных истинных предпосылок в процессе аргументации. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и логика» преподаватель Сергей Головин разъясняет принцип достоверности, принцип непротиворечивости и принцип причинности. Эти три принципа являются основополагающими; отвержение любого из них ведет к крайней форме скептицизма и к концу каких-либо имеющих смысл рассуждений.
3.3: Критерии истинности
Даже отталкиваясь от единых основополагающих принципов, мы зачастую приходим к различным заключениям. Поэтому крейне важно уметь оценивать степень истинности или достоверности этих выводов. В данном фрагменте лекции «Христианская апологетика и логика» преподаватель Сергей Головин рассматривает критерий состоятельности, критерий соответствия и прагматический критерий. Вы узнаете, как Иисус применял эти три критерия истинности.
3.4: Корректность использования логики
Методы логики дают нам неоценимую возможность сверять свои мысли, желания и представления с содержанием Священного Писания. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и логика» преподаватель Сергей Головит говорит о случаях, когда человеческие умствования превозносятся над авторитетом Писания, предписывая ему то, что оно должно говорить в соответствии с нашими идеями. Преподаватель рассматривает типы предписательной логики и приводит примеры вольного толкования утверждений из Писания.
3.5.1: Типы логических аргументов. Термины и определения
В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и логика» преподаватель Сергей Головин объясняет, что следует понимать под аргументом, обращает внимание на разницу между индуктивным и дедуктивным аргументом на примере проповеди. Вы также узнаете о простейшей форме дедуктивного аргумента, состоящего из двух предпосылок и одного вывода, и о способах построения аргумента.
3.5.2:Типы логических аргументов. Обоснованный аргумент
В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и логика» преподаватель Сергей Головин приводит примеры обоснованного аргумента с истинными предпосылками, обоснованного аргумента с ложной предпосылкой и необоснованного аргумента с истинной предпосылкой. Особое внимание уделяется истории, записанной в Евангелии от Матфея 19:16-22. Кто же он такой этот некто, что подошел к Иисусу? Навсегда ли он отошел от Учителя или вернулся к Нему впоследствии? Как с помощью аргументов раскрыть тайну загадочного «некто»?
3.5.3:Типы логических аргументов. Значимый и исключительный аргумент
Обоснованный аргумент с истинными предпосылками называется значимым аргументом. Исключительным является аргумент, основанный на утверждении взаимоисключающего характера предпосылок. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и логика» преподаватель Сергей Головин приводит примеры значимого и исключительного аргумента. Классическим примером исключительного аргумента является известная Трилемма Клайва Льюиса, которая также рассматривается в этой лекции.
3.5.4:Типы логических аргументов. Обусловленный аргумент
Обусловленным называется аргумент, содержащий условие. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и логика» преподаватель Сергей Головин обращает винмание на то, что обусловленный аргумент утверждает истинность условия, связывающего предпосылки, а не истинность самих предпосылок. В качестве примера обусловленного аргумента рассматривается фрагмент из 13-й главы 1-го Послания к Коринфянам и Послания к Галатам 3:29.
3.6.1: Подмена понятий. Недоказанная предпосылка
В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и логика» преподаватель Сергей Головин рассматривает две логические ошибки: подмена понятия и недоказанная предпосылка. Подмена понятия неизбежна, если с самого начала не договориться о значении используемых понятий, не дать им ясных и однозначных определений. Суть ошибки «недоказанная предпосылка» заключается в том, что аргумент содержит предпосылку, истинность которой подразумевается, хотя и не была доказана. Преподаватель приводит примеры, которые научат распознавать эти виды ошибок.
3.6.2: Круговая аргументация. Тавтология
В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и логика» преподаватель Сергей Головин рассматривает две логические ошибки. Это круговая аргументация и тавтология. Апологетов Слова Божьего чаще всего обвиняют в склонности к круговой аргументации, когда благовестник выстраивает цепь рассуждений и пытается доказать то, что сам взял за исходную предпосылку. Тавтология является кратчайшей формой круговой аргументации, когда вместо доказательства тезиса тот же самый тезис повторяется другими словами. Преподаватель приводит примеры, чтобы показать, что в таких утверждениях нет никакой логичности.
3.6.3: Поспешное обобщение. Генетическая ошибка
Поспешное обобщение — это типичная ошибка индуктивного аргумента. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и логика» преподаватель Сергей Головин объясняет суть поспешного обобщения, используя Книгу Судей и 2-ое Послание Петра 2:3 и приводит интересные примеры из науки. Генетическая ошибка — критика источника вместо содержания. Впадая в это заблуждение, мы подвергаем критике не содержание утверждения, а его источник, «переходим на личности». В качестве примера преподаватель приводит слова Нафанаила и Никодима.
3.6.4: Ошибка разделения. Ложная альтернатива
Ошибка объединения сводит свойства системы к совокупности свойств всех или отдельных составляющих ее частей. Примером такой ошибки является синтетическая теория эволюции. Ошибка разделения является прямой противоположностью ошибки объединения и присваивает частям свойства составляемого ими целого. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и логика» преподаватель Сергей Головин рассматривает ошибку ложной альтернативы. К уловке ложной альтернативы постоянно прибегали противники Иисуса, пытаясь поймать Его в ловушку. В этом фрагменте вы рассмотрите два случая из Писания, когда Иисусу предлагают две альтернативы, а также пример использования метода «от противного», к которому прибегает царь Соломон.
3.7: Логика и атеизм
Можем ли мы использовать логику в дискуссиях с атеистами, и насколько такое использование логики корректно? В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и логика» преподаватель Сергей Головин предлагает рассмотреть эпистемологические основы логики с точки зрения христианства и атеизма по отдельности, а потом сравнить их. Христианское мировоззрение способно обосновать законы логики, признавая, что они исходят от Бога и что человек способен их открывать. Атеисты же используют логику в попытках опровергнуть существование Бога. Мировоззрение атеистов не предполагает абсолютного Бога.
3.8: Применение логики Иисусом
Логика — мощнейший инструмент познания Божьего Слова и Божьей воли. Но, как и всякий инструмент, его нужно использовать по назначению, зная, когда, где, зачем и как его следует применять. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и логика» преподаватель приводит примеры из Священного Писания, которые научат правильно пользоваться библейской логикой. Как Иисус применяет логику? Как он освобождает Своих оппонентов от заблуждений?
3.9: Ограничения логики
Бог ведет нас верою, а не ведением. Все логические построения ведут нас лишь к признанию истинности и авторитетности Библии, но логика не дает ответов на все важные вопросы. С помощью логики мы можем выявить ошибки. В заключительном фрагменте лекции «Христианская апологетика и логика» преподаватель Сергей Головин рассматривает ограничения логики и иллюстрирует их интересными примерами.
РАЗДЕЛ 4: Христианская апологетика и философия
В этом разделе преподаватель:
- рассматривает понятия «предназначение», «истина», «мораль» и «смысл жизни» с точки зрения теизма и гуманизма;
- рассказывает о философских идеях, которые повлияли на формирование нашего мировоззрения;
- объясняет суть прагматического, онтологического и космологического аргументов в пользу бытия Божьего.
4.1: Теизм и гуманизм
Все философские идеи можно свести к двум направлениям: теизму и гуманизму. Согласно теизму, Бог — это высшая реальность и абсолютная мера всего. Гуманизм утверждает, что человек — это высшая реальность и относительная мера всего. В данном фрагменте лекции «Христианская апологетика и философия» преподаватель Сергей Головин рассматривает понятия «предназначение», «истина», «мораль» и «смысл жизни» с точки зрения теизма и гуманизма.
4.2.1: Наследие Плотина
В этом фрагменте лекции об идеях, формирующих мировоззрение, преподаватель Сергей Головин рассказывает о наследии Плотина, основателя неоплатонизма, предложившего идею статического подхода к трансцендентности. Плотин смешал философию Платона с христианским мировоззрением и пришел к заключению, что Бог — вне бытия, знания и постижения.
4.2.2: Наследие Августина
Наследие Августина — этическое учение. В свое время Августин разрабатывал богословие триединства Бога на основании того, что Бог есть любовь. Он вводит понятие «предопределение». Августин был убежден, что вера без понимания не имеет полноты. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и философия» преподаватель Сергей Головин кратко рассказывает о влиянии Блаженного Августина на современное мышление.
4.2.3: Наследие Фомы Аквинского
Наследие Фомы Аквинского — «естественное богословие». Человек может узнать о существовании Бога посредством внимательного здравого рассуждения. Фома Аквинский совместил философию Аристотеля с христианским вероучением. Он вводит понятие высшего метафизического принципа. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и философия» преподаватель Сергей Головин останавливается на философских идеях Фомы Аквинского и рассматривает пять путей познания Бога.
4.2.4: Наследие Рене Декарта
Наследие Рене Декарта — рационализм: то, что можно поставить под сомнение, не является истинным. В свое время Рене Декарт искал ответ на вопрос, можем ли мы знать о существовании Бога. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и философия» преподаватель Сергей Головин напоминает знаменитое высказывание Рене Декарта : «Я мыслю, следовательно, я существую». Преподаватель кратко рассказывает о представлениях Рене Декарта о Боге, о сложных и простых идеях и о бесспорных верованиях здравого смысла.
4.2.5: Наследие Иммануила Канта
Наследние Иммануила Канта — категорический императив: долженствование определяет возможность. Кант не отрицал существования Бога, а утверждал, что мы не можем доказать его с помощью чистого разума. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и философия» преподаватель Сергей Головин рассматривает три части основного вопроса философии и три понятия, с которыми связана метафизика. Он говорит о чистом и практическом разуме, о моральном долге и долженствовании.
4.2.6: Наследие Зигмунда Фрейда
4.3.1: Терминология. Прагматический аргумент
В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и философия» преподаватель Сергей Головин дает краткое определение классическим аргументам в пользу бытия Божьего и рассматривает прагматический аргумент в формулировке Б. Паскаля. Этот аргумент часто называют аргументом «делающего ставку». Преподаватель объясняет суть этого аргумент о существовании Бога, так как иногда во время дискуссии приходится его применять.
4.3.2: Онтологический аргумент
Наиболее фундаментальным из классических аргументов в пользу бытия Божьего является онтологический аргумент. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и философия» преподаватель Сергей Головин рассматривает две формулировки Ансельма Кентерберийского и объясняет, в чем сила и слабость данного аргумента. Существует и современная формулировка онтологического аргумента, предложенная Чарльзом Харстхорном.
4.3.3: Космологический аргумент
В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и философия» преподаватель Сергей Головин рассматривает космологический аргумент: если что-то существует, то тогда что-то существовало всегда. Наличие независимого, ограниченного и конечного бытия физической вселенной доказывает существование Бога. Вам предстоит рассмотреть формулировку Фомы Аквинского, Готтфрида Лейбница и Самьюэла Кларка, а также арабский аргумент «Калам».
РАЗДЕЛ 5: Христианская апологетика и история
В этом разделе вам предстоит:
- узнать об особенностях исторического исследования;
- познакомиться с этапами исторического исследования;
- определить, в чем заключается задача историка;
- научиться различать разные виды критического анализа данных;
- проанализировать статистику о количестве древних рукописей, дошедших до нас.
Также в этом разделе преподаватель:
- предлагает разыграть события, связанные с воскресеньем Иисуса;
- показывает фотографии археологических находок, свидетельствующие о достоверности Нового Завета;
- рассказывает о нехристианских литературных источниках, которые содержат подробности об Иисусе Христе;
- перечисляет исторические факты о воскресении Иисуса Христа;
- напоминает о трилемме Клайва Льюиса при рассмотрении вопроса о божественности Иисуса Христа.
5.1.1: Особенности исторического исследования. Субъективный фактор
В историческом описании всегда присутствует субъективный фактор, который необходимо принимать во внимание. В качестве примера можно привести Геродота, который добавлял в свои истории легенды и анекдоты, Ливия, допускавшего исполнение предзнаменований, и величайшего римского историка Тацита, который приписывал речи тем, кто их никогда не произносил. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и история» преподаватель Сергей Головин говорит о субъективном факторе как одной из особенностей исторического иссследования.
5.1.2: Особенности исторического исследования. Элемент вероятности
История — это индуктивная наука, которой также присущ определенный элемент вероятности. Это вторая особенность исторического исследования. В данном фрагменте лекции «Христианская апологетика и история» преподаватель Сергей Головин говорит о том, что историю нельзя предсказать, так как не существует определённой схемы, по которой развивается история. Вы также узнаете, в чем заключается задача историка.
5.2.1: Этапы исторического исследования. Накопление и систематизация данных
Историческое исследование состоит из следующих этапов: накопление данных, систематизация и критический анализ данных. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и история» преподаватель Сергей Головин рассматривает классификацию данных на литературные и нелитературные, официальные и неформальные и приводит примеры из истории.
5.2.2: Этапы исторического исследования. Критический анализ данных
В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и история» преподаватель Сергей Головин рассматривает виды критического анализа исторических документов. Вы узнаете, что проверяет внешняя, внутренняя, высшая и низшая критика. Преподаватель рассказывает об античных литературных источниках, которые дошли до нас. Особое внимание уделяется «Илиаде» Гомера, которая была для греков учебником чести, славы и доблести. Если сравнивать количество дошедших до нас списков античной литературы с рукописями Нового Завета, то цифры просто несопоставимы.
5.3: Ранние текстовые свидетельства
1-е Послание Павла к Коринфянам основывается на более ранних письменных источниках. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и история» преподаватель Сергей Головин рассматривает несколько стихов из 15-ой главы, чтобы обратить наше внимание на технические термины, параллелизмы, употребление арамейского имени «Кифа», ссылки на исполнение повествования и тройное использование словосочетания «и что». Всё это свидетельствует о существовании более раннего устного предания. Можем ли мы доверять этим источникам?
5.4: Игра — тренинг «Адвокат»
В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и история» преподаватель проводит игру-тренинг «Адвокат». Четыре команды пытаются гармонизировать события, связанные с воскресением Иисуса Христа. Представитель каждой команды должен выступить в роли защитника одного из евангелистов и рассказать, что именно произошло в первый день недели после Пасхи.
5.5: Археологические свидетельства
В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и история» преподаватель Сергей Головин показывает фотографии ранних археологических свидетельств, которые доказывают достоверность Библии. Преподаватель показывает фотографию руин торговых рядов в Коринфе, а также камня с надписью, свидетельствующей о существовании в Коринфе синагоги. Фотографии сопоставляются со стихами из Писания.
5.6: Нехристианские источники об Иисусе
Из нехристианских источников можно узнать об учениках Иисуса, о Его чудесах и о вере в Его божественность. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и история» преподаватель Сергей Головин рассматривает нехристианские литературные источники, которые содержат различные подробности о жизни, учении, смерти и воскресении Иисуса Христа.
5.7: Новый Завет. Воскресение Иисуса
Документы Нового Завета были написаны при жизни очевидцев. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и история» преподаватель Сергей Головин рассматривает факты, которые указывают на достоверность Евангелий. Преподаватель также перечисляет общепризнанные исторические факты о воскресении Иисуса Христа и свидетельства Его воскресения.
5.8: Божественность Иисуса
Все годы служения Иисуса характеризовались поразительными теологическими утверждениями и Его идеальной жизнью. Он был абсолютно безгрешным; Он исполнял пророчества Ветхого Завета. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и история» преподаватель Сергей Головин говорит о божественности Иисуса, напоминает о трилемме Клайва Льюиса и обращает особое внимание на способность Иисуса творить чудеса.
РАЗДЕЛ 6: Христианская апологетика и естественные науки
В этом разделе вам предстоит:
- поразмышлять над определением термина “наука”;
- узнать об ограничениях науки;
- вспомнить первый и второй закон термодинамики;
- понять суть антропного принципа;
- выявить проблемы в теории Большого взрыва;
- познакомиться с основными формулировками телеологического аргумента и возражениями против этого аргумента;
- узнать об удивительном устройстве дятла, морского слизня и жука-бомбардира;
- научиться различать понятия “микроэволюция” и “макроэволюция”.
Также в этом разделе преподаватель:
- предлагает задуматься о времени и способах его измерения;
- объясняет, в чем заключался парадокс Зенона;
- сравнивает хронологию происхождения земли с точки зрения эволюции и Священного Писания;
- рассказывает о теориях разрыва, прогрессивного креационизма и теистической эволюции;
- приводит возражения на аргумент теистических эволюционистов;
- рассуждает об использовании слова “день” и “суббота” в Библии.
6.1: Определение. Принципы науки
Наука — это выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности с целью описания, объяснения и предсказания процессов и явлений действительности на основании открываемых ею законов. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и естественные науки» преподаватель Сергей Головин отмечает, что само определение науки основывается на вере. Вам предстоит познакомиться с основополагающими принципами науки: принципами казуальности, универсальности и рациональности.
6.2: Небесная механика
В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и естественные науки» преподаватель Сергей Головин рассказывает о небесной механике Клавдия Птолемея, Николая Коперника и Иоганна Кеплера и сравнивает разработанные ими системы. Вы узнаете, в чем заключалась ошибка в системах Коперника и Птолемея, какие открытия сделал Кеплер, как была обнаружена планета Плутон и ответы на какие вопросы искал Исаак Ньютон. Цель этой лекции — показать, как религиозные убеждения подтверждаются фактами.
6.3: Ограничения науки
Как отличить научное высказывание от ненаучного? В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и естественные науки» преподаватель Сергей Головин рассказывает о таких критериях научности как наблюдаемость, повторяемость, опровергаемость, предсказуемость. Наука ограничена, так как предметом исследования естествознания является ограниченная сфера реальности. Вопросы происхождения жизни, вселенной и человека не входят в сферу науки. Какие еще вопросы не входят в компетенцию науки?
6.4.1: Физические законы и начало Вселенной. Законы термодинамики. Теория Большого взрыва
Существуют два основных закона термодинамики — первое и второе начало. Первый закон термодинамики предполагает законы количественного сохранения энергии массы. Второй закон связан с принципом неизбежности качественного оскудения массы и энергии. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и естественные науки» преподаватель Сергей Головин объясняет законы термодинамики и рассказывает об открытии фоновых шумов во вселенной, что привело к появлению Теории большого взрыва.
6.4.2: Физические законы и начало Вселенной. Проблемы теории Большого взрыва
Теория большого взрыва не лишена недостатков. Как могла вселенная возникнуть из ничего? Что послужило причиной большого взрыва? В данном фрагменте лекции «Христианская апологетика и естественные науки» преподаватель Сергей Головин рассматривает проблемы этой теории.
6.4.3: Физические законы и начало Вселенной. Антропный принцип
Антропный принцип заключается в том, что Вселенная имеет именно такие параметры, какие необходимы для существования жизни, в том числе — разумной. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и естественные науки» преподаватель Сергей Головин приводит еще две альтернативные формулировки антропного принципа, которые не являются научными. Преподаватель объясняет, почему ученые оказались в положении «блудного сына».
6.5.1:Телеологический аргумент. Основные формулировки
Телеологический аргумент — это аргумент в пользу существования Бога, основанный на предпосылке, что существует бесспорная связь между порядком и организацией вселенной и разумным Архитектором. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и естественные науки» преподаватель Сергей Головин разъясняет телеологический аргумент Уильяма Пэйли и Рона Кларка и кратко упоминает ранние формулировки данного аргумента.
6.5.2:Телеологический аргумент. Основные возражения
В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и естественные науки» преподаватель Сергей Головин рассматривает основные возражения против телеологического аргумента. Основная слабость аргумента — это рассуждение по аналогии. В лучшем случае он подтверждает существование некоего создателя, но не Единого Истинного Создателя. Тем не менее, именно он, как альтернатива случайности, является наиболее действенным в современной науке. Преподаватель также рассматривает обоснованную формулировку телеологического аргумента, который получил название «сложность, не поддающаяся снижению».
6.6: Примеры в природе
В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и естественные науки» преподаватель Сергей Головин иллюстрирует обоснованную формулировку телеологического аргумента «сложность, не поддающаяся снижению» с помощью нескольких примеров. Вам интересно будет узнать об особенностях строения дятла, морского слизня и жука-бомбардира. Удивительные характеристики этих представителей животного мира свидетельствуют о существовании разумного замысла.
6.7: Естественный и искусственный отбор
В понятии «естественный отбор» заложена идея о том, что изначальная информация утрачивается, а новой информации не появляется. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и естественные науки» преподаватель Сергей Головин рассматривает естественный и искусственный отбор и «три кита», на которых строилась теория Дарвина: изменчивость, наследственность и отбор. Преподаватель также говорит о необходимости различать понятия «микроэволюция» и «макроэволюция».
6.8: Эволюционные фальсификации
Развитие теории эволюции сопровождалось огромным количеством фальсификаций. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и естественные науки» преподаватель Сергей Головин рассказывает о питекантропусе, пилтдаунском человеке и гесперолитеке. Вы узнаете о фальсификациях немецкого зоолога Эрнста Геккеля, «открывшего» «биогенетический закон», который заключается в том, что онтогенез рекапитулирует филогенез.
6.9: Теория информации и генетический код
В каждой клетке человека заложена вся информация о его организме. Каким же образом она заложена? В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и естественные науки» преподаватель Сергей Головин кратко разъясняет теорию информации и подчеркивает, что язык мог исходить только от Разумного существа. Преподаватель приводит интересные иллюстрации о мутациях, которые не создают новой информации.
6.10: Альтернативные теории
Увидев несостоятельность дарвинизма, но не желая с ним покончить, ученые начали создавать альтернативные теории. Альтернативные теории — это отказ от теории Дарвина при попытке сохранить идею прогресса. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и естественные науки» преподаватель Сергей Головин рассматривает теорию прерывистого равновесия и теорию «обнадеживающего урода».
6.11: Время
Время выполняет функцию измерения длительности процессов. Понятие времени применимо лишь к материальному миру. Библия представляет историю земли как линейный процесс отношений Творца и творения. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и естественные науки» преподаватель рассматривает понятие «время», рассказывает о парадоксе Зенона и об эллинистических взглядах на время. Он говорит о единице измерения времени и о способе его измерения.
6.12: Хронология происхождения земли
В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и естественные науки» преподаватель Сергей Головин рассказывает о хронологии происхождения земли с точки зрения теории эволюции, о времени образования звезд, солнца, жидкообразной земли и первых океанов. А что же говорит Библия? Нельзя совместить теорию эволюции с библейским повествованием о сотворении и утверждать, что они взаимосвязаны.
6.13: Попытки совместить эволюцию и Писание
Когда общество приняло теорию эволюции, появились попытки совместить с этой теорией Священное Писание. В данном фрагменте лекции «Христианская апологетика и естественные науки» преподаватель Сергей Головин кратко рассматривает теорию разрыва, теорию дней-веков, теорию теистической эволюции и теорию прогрессивного креационизма. Он говорит о том, как следует понимать слово «день», которое используется в Библии, и слово «суббота».
6.14: Аргумент теистических эволюционистов
В качестве аргумента теистические эволюционисты приводят библейский стих из Псалтыря, в котором говорится, что для Бога «тысяча лет, как день вчерашний». В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и естественные науки» преподаватель Сергей Головин приводит библейские тексты из 2-го Послания Петра, которые свидетельствуют о том, что Бог существует вне времени. Он также обращает внимание на проблемы либеральных теорий и объясняет, почему идея существования смерти до грехопадения несовместима с Благой вестью.
РАЗДЕЛ 7: Христианская апологетика и мораль
В этом разделе вам предстоит узнать:
- две причины, вызывающие страдания;
- что означает термин “теодицея” и какие аргументы приводит Лейбниц в защиту Бога;
- для чего необходимо различать два вида зла;
- какое отношение к страданиям имеет свободная воля человека;
- могут ли страдания быть бессмысленными;
- причины, по которым Бог допускает зло;
- различные формулировки нравственного аргумента существования Бога;
- возражения против нравственного аргумента.
7.1.1: Теодицея. Причины страдания
В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и мораль» преподаватель Сергей Головин рассматривает боль как причину страданий. Боль — это психологическая реакция на раздражитель, превышающий допустимую интенсивность. Преподаватель говорит о защитных механизмах человека на уровне тела, души и духа.
7.1.2: Теодицея. Парадокс зла. Теодицея Лейбница
В центре теодицеи находится парадокс зла. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и мораль» преподаватель Сергей Головин приводит четыре альтернативных способа объяснения парадокса зла. Он также рассматривает теодицею Лейбница, который утверждал, что «мир, в котором невозможно зло, несовершенен».
7.1.3: Теодицея. Виды зла
В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и мораль» преподаватель Сергей Головин говорит о необходимости различать два вида зла — зло нравственное и зло естественное. Поможет ли эта классификации найти ответ на вопрос теодицеи и нравственного существования Бога? Большинство страданий в мире — это действия свободного человека. Человек отверг роль блюстителя творения и сам стал жертвой воцарившегося в нем беспорядка. Преподаватель также развивает идею о том, что страдания не могут быть бесмысленными.
7.1.4: Теодицея. Соотношение свободы и воли
В вопросах зла, как естественного, так и нравственного, ведущую роль играет свободная воля человека. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и мораль» преподаватель Сергей Головин рассматривает вопрос о свободе воли сотворенных существ. Какие благословения скрывает в себе свободная воля?
7.1.5: Теодицея. Причины попущения зла
Многих волнует вопрос «Почему Богу необходимо было допустить страдание и боль?». Какие блага можно извлечь из существоания зла во вселенной? В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и мораль» преподаватель Сергей Головин рассматривает причины попущения зла и в качестве примера приводит крестную смерть Иисуса Христа.
7.2.1: Нравственный аргумент существования Бога. Основные формулировки
Наиболее известная формулировка нравственного аргумента существования Бога принадлежит Иммануилу Канту. Его аргумент основывается на существовании морали и нашем стремлении к ней. Хастингс Рашдалл развил нравственный аргумент и превратил его в оформленное доказательство существования Бога. В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и мораль» преподаватель Сергей Головин рассматривает также нравственный аргумент в формулировке Клайва Льюиса и Элтона Трублада. Преподаватель приводит примеры, которые свидетельствуют о том, что абсолютные нравственные понятия есть в любом народе.
7.2.2: Нравственный аргумент существования Бога. Основные возражения
Какие же существуют возражения против нравственного аргумента существования Бога? Нравственный аргумент утверждает существование объективного нравственного закона. Еще Платон спрашивал: «Произошел ли нравственный вопрос по воле Бога, или же существует независимо от Него?» В данном фрагменте лекции «Христианская апологетика и мораль» преподаватель Сергей Головин предлагает рассмотреть два ответа на этот вопрос. Вы также познакомитесь с современной формулировкой нравственного аргумента.
7.3: Поэтические книги о страдании
В этом фрагменте лекции «Христианская апологетика и мораль» преподаватель предлагает рассмотреть реальность страдания и причины, по которым Бог его допускает. Сергей Головин использует для этого три поэтические книги Священного Писания. Он рассуждает об испытаниях Иова и о его диалоге с Богом. В Книге Екклесиаста говорится о страданиях от бессмысленности существования без Бога. О каких же страданиях говорится в Книге Песни Песней?
РАЗДЕЛ 8: Опасности и ограничения христианской апологетики
В этом разделе преподаватель:
- поможет извлечь практические уроки из личного свидетельства апостола Павла;
- объяснит, какие опасности предостерегают апологета;
- напомнит об истинной цели апологетики и ее задачах;
- предложит практические шаги, которые помогут человеку освободиться от своих заблуждений;
- подскажет, как не утратить цель и быть солью земли, а не солью солонок.
8.1.1: Место личного свидетельства в апологетике. Деяния 26:1-3
Как Павел использует в апологетике личное свидетельство? В этом фрагменте лекции «Опасности и ограничения христианской апологетики» преподаватель Сергей Головин извлекает первый практический урок из Книги Деяний 26:1-3. Это урок о необходимости ценить собеседника. Он вспоминает притчу о Лазаре и подробно останавливается на вопросе Христа «Кто больше, возлежащий или служащий?»
8.1.2: Место личного свидетельства в апологетике. Деяния 26: 4-29
В этом фрагменте лекции «Опасности и ограничения христианской апологетики» преподаватель Сергей Головин продолжает извлекать практические уроки из личного свидетельства апостола Павла. Вы узнаете о необходимости находить точки соприкосновения с убеждениями вашего собеседника, связывать свое свидетельство со свидетельством Божьего Слова и узнаете, как не поддаваться на провокации. Преподаватель приводит интересные иллюстрации и напоминает, что люди отвергали свидетельство Павла и свидетельство Христа, но это вовсе не повод отказываться от свидетельства.
8.2: Попытки защитить Бога
В этом фрагменте лекции «Опасности и ограничения христианской апологетики» преподаватель Сергей Головин говорит о том, что благовестие и апологетика неразделимы. Пытаясь защитить Бога, мы становимся сообщниками богоборчества, вопреки предупреждению Писания, которое повелевает не участвовать в бесплодных делах тьмы и призывает обличать ложь, а не защищать истину. Преподаватель приводит в качестве примера Еву, которая, попытавшись защитить Бога, стала первым апологетом, поддавшимся на уловку лукавого.
8.3: Попытки доказать и навязать Бога
Вторая из опасностей апологетики — это попытки «доказать» Бога; стремление с абсолютной достоверностью поставить человека перед фактом Божьего существования, не оставив места ни для сомнений, ни для веры. В этом фрагменте лекции «Опасности и ограничения христианской апологетики» преподаватель Сергей Головин говорит о задаче апологетики не «доказывать» Бога, а приводить обоснованные аргументы, указывающие на соответствие мироустройства и происходящих в мире событий Божьему замыслу, явленному нам в Божьем откровении. Преподаватель, напоминая, что апологетика — это зеркало, в котором неверующий может разглядеть собственные заблуждения, предлагает несколько шагов, которые помогут этому неверующему самостоятельно от них освободиться.
8.4: Утрата цели
Апологетика является не целью, а лишь инструментом для эффективного благовестия. В этом фрагменте лекции «Опасности и ограничения христианской апологетики» преподаватель Сергей Головин рассказывает еще об одной опасности — утрате цели. Он вспоминает слова Иисуса из Евангелия от Матфея 5:13 и объясняет, что значит быть «солью земли» — солью для мира, а не для солонок. В качестве иллюстрации преподаватель цитирует выдающегося апологета Френсиса Шеффера.