ST5101.6 Систематическое богословие. Хамартиология
Описание курса «Систематическое богословие. Раздел 6. Хамартиология
Учебный курс “Хамартиология” рассматривает важные вопросы, связанные с происхождением греха и природой искушения. Он знакомит с библейским учением о грехе, учит отвечать на аргументы сторонников разных теорий о вменении греха Адама всему человечеству, разбирает проблемы, которые возникают из-за неверного толкования ключевых библейских текстов.
Цели и задачи курса:
- дать определение ключевым понятиям и терминам;
- продемонстрировать правильное толкование библейских текстов о грехопадении и его последствиях;
- разобрать несколько богословских взглядов на природу греха и искушения;
- познакомить с классификацией грехов;
- дать практические рекомендации для противостояния искушениям в повседневной христианской жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Определение и происхождение греха
Что такое грех? В Ветхом Завете основное значение терминов связано с непопаданием в цель и намеренным неповиновением Богу. В Новом Завете еще больше подчеркивается открытое непослушание Богу и отклонение от Его стандартов праведности. После изучения этого раздела курса вы сможете:
— перечислить основные термины, которые используются в Священном Писании для описания греха, греховного поступка или беззакония;
— объяснить, как грех появился среди ангелов;
— описать несколько подходов к вопросу о происхождении греха;
— сформулировать четыре шага в тактике сатаны;
— правильно толковать библейские тексты о последствиях грехопадения.
1.1. Библейские термины. Определение греха
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— рассматривает четыре термина, указывающие на отклонение от добра, и приводит ссылки на библейские тексты;
— перечисляет богословские термины Ветхого Завета, которые указывают на неповиновение Богу;
— разбирает основные этические и юридические термины Нового Завета;
— приводит различные определения греха и высказывает критические замечания в адрес этих определений;
— предлагает свое определение греховного поступка.
1.2. Происхождение греха. Искушение
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг предлагает рассмотреть несколько подходов к исследованию вопроса о происхождении греха, а также:
— рассуждает о появлении греха среди ангелов после сотворения сатаны и до сотворения человека;
— рассматривает библейское повествование об искушении, записанное в третьей главе Книги Бытия;
— разбирает несколько предположений относительно того, почему искуситель обратился к Еве, а не к Адаму;
— выделяет четыре шага в тактике сатаны.
1.3. Грехопадение
Где был Адам во время искушения Евы и почему он взял плод, который вкусила его жена? В этом разделе курса преподаватель делится некоторыми предположениями по этому поводу, а также:
— объясняет, в чем заключается суть греха;
— отвечает на вопрос о том, в какой момент произошел грех;
— подчеркивает, что Писание возлагает на Адама особую ответственность за грехопадение и указывает на библейские тексты, свидетельствующие об этом;
— отвечает на вопросы студентов.
1.4. Последствия грехопадения
Какая участь постигла участников грехопадения? Какими были последствия грехопадения для человечества? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— подробно рассматривает проклятия, произнесенные в адрес змея, сатаны, женщины, мужчины и всего человечества;
— подчеркивает, что в результате грехопадения Адама и Евы появился барьер во взаимоотношениях между Богом и человеком;
— рассматривает ключевые слова и выражения из Бытия 3:14-19, обращая особое внимание на толкование сложных мест;
— напоминает о физической и духовной смерти;
— отвечает на вопросы студентов.
2. Природа греха и искушения
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает вопрос о первородном грехе, а также разбирает библейские тексты и различные богословские взгляды на природу греха
2.1. Унаследованный грех. Введение. Прирожденная вина
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— рассматривает понятие «унаследованный грех», который появился в результате грехопадения Адама и Евы;
— объясняет значение выражения «вменение греха»;
— дает определение первородного греха;
— разбирает первую составляющую первородного греха — прирожденную вину;
— перечисляет библейские стихи, которые говорят о необходимости заплатить за грех;
— отвечает на вопросы студентов.
2.2. Унаследованный грех. Прирожденная порча
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг продолжает разговор о первородном грехе и:
— говорит о второй составляющей первородного греха – первородной порче;
— объясняет, что подразумевается под «позитивным злом»;
— рассматривает понятие «греховная природа»;
— приводит библейские стихи, которые описывают, какое влияние на человека оказывает его склонность ко греху;
— выделяет две проблемы, которые появились в результате грехопадения;
— отвечает на вопросы студентов.
2.3. Полная испорченность и неспособность
Как прирожденная вина и прирожденная испорченность соотносится с такими понятиями, как «полная испорченность» и «полная неспособность»? В этом разделе курса «Природа греха и искушения» преподаватель Джон Файнберг:
— объясняет, что подразумевается под термином «полная испорченность»;
— рассматривает понятие «полная неспособность»;
— раскрывает разницу между полной испорченностью и полной неспособностью;
— отвечает на вопросы студентов.
2.4. Другие взгляды на первородный грех
В христианских кругах существует несколько взглядов на первородный грех. В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— рассматривает основные положения позиции пелагианства и полупелагианства;
— объясняет, чем кальвинистский взгляд на первородный грех отличается от арминианского взгляда;
— отвечает на вопросы студентов и возвращается к тексту, записанному в Послании к Римлянам 7:18.
2.5. Природа искушения. Иакова 1:13-15
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг предлагает перейти к обсуждению вопроса о греховных поступках и разбирает библейский текст, записанный в Послании Иакова 1:13-15. При рассмотрении данной темы преподаватель:
— объясняет природу искушения;
— разбирает два греческих слова, которые использует Иаков;
— озвучивает вопросы, которые возникают при толковании того, что написал Иаков;
— объясняет, что подразумевается под «похотью»;
— приводит пример из своей жизни, иллюстрирующий процесс искушения.
2.6. Роль сатаны в искушении
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг говорит о том, что искушения происходят от похотей и желаний, но и сатана также искушает людей. Что же может сделать сатана? Отвечая на поставленный вопрос, преподаватель указывает на следующие важные моменты:
— сатана может направить наше внимание на то, что может нас искусить;
— сатана может послать бедствия в надежде, что под их тяжестью мы отвернемся от Бога;
— сатана может убедить нас поверить в ложь;
— сатана может усиливать наше влечение к греховным поступкам.
2.7. Греховен ли процесс искушения?
После обсуждения роли сатаны в процессе искушения Джон Файнберг отвечает на вопрос: «Греховен ли сам процесс искушения?» – Почему так важно знать ответ на этот вопрос? В этом разделе курса преподаватель продолжает говорить о греховных поступках и:
— раскрывает проблему людей, которые не знают, что само искушение не является грехом;
— выделяет не только вертикальную, но и горизонтальную составляющую греха;
— приводит доводы, которые подтверждают, что искушение само по себе не является грехом.
2.8. В какой момент рождается грех?
В какой момент рождается грех? В этом фрагменте лекции «Природа греха и искушения» преподаватель Джон Файнберг рассуждает о моменте зарождения греха и напоминает о необходимости противостоять ему. Он также:
— рассматривает различные варианты ответа на этот вопрос с помощью диаграммы, построенной на основании того, что пишет апостол Иаков;
— аргументирует собственную точку зрения о моменте зарождения греха;
— разбирает процесс искушения на примере Иисуса Христа;
— отвечает на вопросы студентов.
2.9. Разновидности грехов
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг предлагает познакомиться с классификацией грехов и отвечает на следующие вопросы:
— Чем грехи, вызванные высокомерием, отличаются от греховных поступков, совершенных из-за невежества?
— Какое наказание предусматривалось за преднамеренный и непреднамеренный грех в Ветхом Завете?
— Как согласовать все разновидности грехов, разделив их на две категории?
3. Вменение греха Адама
Какова природа взаимоотношений между человечеством и Адамом? Почему грех Адама вменяется человечеству? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает позицию представителей пелагианства и полупелагианства, разбирает теорию представительства и теорию естественного представительства, а также отвечает на основные вопросы, касающиеся этой темы:
— Как мы присутствовали в Адаме и согрешили в нем?
— Какова природа вмененного греха?
— Что мы унаследовали от Адама?»
— Как грех Адама был вменен всему человечеству?»
3.1. Введение. Пелагианство
Существуют разные теории, которые предлагают свой взгляд на вопрос о вменении греха Адама всему человечеству. Пелагий, например, считал, что первородного греха не существует, а, следовательно, не может быть наследственной передачи греховной природы и вины. В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— напоминает позицию представителей пелагианства и обращает внимание на их способ толкования Послания к Римлянам 5:12;
— рассматривает аргументы, свидетельствующие об ошибочности позиции Пелагия.
3.2. Полупелагианство
Существуют разные теории, которые предлагают свой взгляд на вопрос о вменении греха Адама всему человечеству. Представители полупелагианства считают, что в Эдемском саду согрешил только Адам, но люди наследуют врожденную испорченность. В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— объясняет позицию полупелагианства на вменение греха Адама, которая объясняет крещение младенцев в католической церкви;
— рассматривает два аргумента против полупелагианства;
— разбирает Римлянам 5:12, обращая внимание на время греческого глагола, который переводится как «согрешили».
3.3. Вопросы и ответы
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг отвечает на следующие вопросы:
— Передается ли грех по наследству от одного поколения к другому?
— Как правильно истолковать стих о том, что сын не умрет за беззакония отца своего?
— Что происходит с младенцами, которые умирают? Вменяется ли им вина Адама?
— Как сторонники пелагианства объясняют то, что люди согрешают?
— Была бы смерть, если бы не было греха?
В этом фрагменте лекции преподаватель объясняет, почему доктрина о вменении греха Адама является камнем преткновения для неверующих людей.
3.4. Теория представительства
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг рассматривает первую из двух теорий, которые согласуются с библейским взглядом на вменение греха Адама человечеству. Рассуждая о теории представительства, согласно которой Адам, будучи биологической главой человечества, согрешил как представитель всего человечества, преподаватель:
— цитирует слова Джона Мюррея, автора серии статей о вменении греха Адама;
— рассматривает аргументы в защиту этой теории;
— отвечает на вопросы студентов.
3.5. Возражения против теории представительства
Если Адам является биологическим представителем человечества, то почему нам вменяются не все грехи Адама, а только первый грех? Где в Библии мы можем найти доказательства того, что Адам действительно был представителем всего человечества? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— рассматривает несколько аргументов против истинности теории представительства;
— разбирает библейский текст, записанный в Книге пророка Осии 6:7;
— объясняет природу аналогии;
— приводит пример строгой аналогии, чтобы показать, что в пятой главе Послания к Римлянам ее нет.
3.6. Аналогия между Адамом и Христом
В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— продолжает разговор об аналогии между Адамом и Христом, проводимой в пятой главе Послания к Римлянам;
— разъясняет, как в случае с Адамом и Христом следует толковать слова «все» и «многие»;
— обращает внимание на расхождения в аналогии, которая проводится между Адамом и Христом;
— доказывает безосновательность аргументов, которые высказываются в защиту теории представительства Адама.
3.7. Теория естественного представительства
Если теорию представительства нельзя считать верной, то что можно предложить в качестве альтернативы? В этом разделе курса преподаватель Джон Файнберг:
— кратко рассматривает основные положения теории естественного представительства и главные аргументы, подтверждающие ее верность;
— отвечает на вопросы студентов по пройденному материалу;
— рассматривает аргумент, построенный на Послании к Римлянам 5:14.
3.8. Послание к Римлянам 5:12-14. Разбор текста
В этом разделе курса «Вменение греха Адама» преподаватель Джон Файнберг:
— рассматривает аргумент, построенный на Послании к Римлянам 5:14, с другой стороны;
— обращает внимание на ложность допущений, на которых построена аргументации противников теории естественного представительства;
— доказывает ошибочность толкования, которое рассматривалось в предыдущем фрагменте;
— разбирает аргументацию Павла в пятой главе Послания к Римлянам, начиная с 12-го стиха.
3.9. Вопросы и ответы
В этом разделе курса «Вменение греха Адама» преподаватель Джон Файнберг отвечает на вопросы студентов и:
— подчеркивает, что людям было даровано откровение о Боге, и что не следует полагать, что закон был единственным откровением, данным нам Богом;
— говорит о том, что патриархи находятся в присутствии Бога, несмотря на то, что они не слышали Евангелие, которое слышали мы;
— приходит к выводу, что Закон Моисея не был дан для спасения: он был дан тем, кто уже верил в Бога.
3.10. Какая теория верна?
Какого взгляда о вменении греха Адама нам следует придерживаться? В последнем фрагменте лекции курса, посвященного библейскому учению о грехе, преподаватель Джон Файнберг:
— помогает определить, какая из теорий о вменении греха Адама наиболее приемлемая, ибо ведь ни одна из теорий не является совершенной;
— напоминает основные положения теории представительства и теории естественного представительства;
— помогает сделать соответствующие выводы в пользу одной из теорий.